Блог сайта «О Болгарии по - русски и по - болгарски» Прогноз погоды

О сайте

  • Надеюсь Вам будет интересно узнать Болгарию глазами очевидца. Думаю, что сайт будет создаваться коллективными усилиями, так как ответы на Ваши вопросы и будут новыми темами - все это можно найти на моем сайте - О Болгарии по - русски и по - болгарски.
  • Хозяин сайта:
    Чавдар Караджов

Отправить заявку

Друзья мои! С удовольствием отвечу на Ваши вопросы по Болгарии. Отдельно можете оставлять заявки на поиски недвижимости в Болгарии.












Голосование


Нравится ли вам Болгария?
 
 
 
 

Основная статья: Болгария

<< < назад вперед > >>
RSS друзей

Курорт Банско готов встретить мировую горнолыжную элиту

© Фото: banskoski.com

В эти выходные в Болгарии в третий раз пройдет этап Кубка мира по горнолыжному спорту среди мужчин после соревнований в курорте Боровец в далеких 1981 и 1984 гг. В этом году Кубок стартует в самом современном болгарском лыжном курорте Банско. Мировая альпийская элита прибудет в Болгарию для суперкомбинации в субботу, 26 февраля, и слалома в воскресенье, 27 февраля. Более 1000 человек в течение прошлого месяца занимались подготовкой трассы “Бындерица”.

Ожидается, что на 2 дня этапа Кубка мира посмотреть на горнолыжную элиту прибудет около 20 тыс. зрителей. Для зрителей будет обеспечена не только специально построенная трибуна, но и места для стоящих по всей длине горнолыжной трассы. Большой интерес к событию проявили также журналисты со всего мира. Ожидается, что их число превысит 200 человек. “Кубок мира по горным лыжам, возможно, самое значимое соревнование в Болгарии в этом году”, – заявил министр физического воспитания и спорта Свилен Нейков.
“Для нас – это исключительная честь, потому что это является своеобразной рекламой Болгарии, – указал министр Нейков. – Сюда прибудут известные имена, и таким образом, они прославят Болгарию, и эта реклама, которая будет обеспечена ей благодаря Кубку мира, очень хорошо отразится на нашем международном имидже”.

Соревнования на Кубок мира включают в общем 40 стартов в четырех дисциплинах. Специалисты называют их самым сильным турниром по горнолыжному спорту, потому как они требуют высшей формы подготовки на протяжении всего сезона. Кубок мира имеет даже большее значение, чем Чемпионат мира, который проводится каждые два года.

© Фото: БГНЕС

На стартах в г. Банско ожидается развязка в генеральном зачете среди мужчин, в котором на данный момент лидирует Ивица Костелич из Хорватии. По прогнозам председателя Болгарской федерации лыжного спорта Цеко Минева, соревнование будет исключительно спорным: “В Банско примут участие четверо чемпиона мира из Гармиш-Партенкирхена, а именно: Кристоф Иннерхофер из Италии, Тед Лигети из США, Жан-Батист Гранж из Франции и его товарищ по команде Томас Фанара. Будет также много медалистов, так что соревнование будет на очень высоком уровне”.

То, что старты проходят именно в Болгарии, несомненно, очень важно для нашей страны. Для Ивана Обрейкова из организационного комитета это второе соревнование подобного ранга – два года назад, снова в г. Банско, старт Кубка мира проводился среди женщин, которые в будущем году вновь сделают остановку в г. Банско для скоростного спуска и слалома супергигант.

© Фото: БГНЕС

Этот маленький городок Банско грозит превратиться в одну из постоянных дестинаций для мирового лыжного спорта.
“С точки зрения Болгарии, – это одна из лучших возможных реклам, за которую не надо платить, – подчеркнул Иван Обрейков. – Сам факт, что одно соревнование в течение двух дней транслируется во всем мире, – значит многое для города или даже для всей страны. Это имеет большое значение, тем более что данное событие проходит в г. Банско, где всего 8 лет назад мы не могли и подумать, что произойдет событие подобного масштаба”.

Всего лишь 8 лет назад в г. Банско был один скрипящий кресельный подъемник и старый бугельный подъемник, которые обслуживали две трассы, а горнолыжников на нем можно было сосчитать на пальцах. После серьезных инвестиций в инфраструктуру курорта, Банско превратился в самый современный горнолыжный курорт во всей Восточной Европе с трассами протяженностью более 70 км в подножии вершины Тодорка, с суперсовременными подъемниками и пушками для искусственного снега. “Интерес к Банско растет с каждым сезоном, что, в свою очередь, требует новых инвестиций”, – заявил Иван Обрейков и добавил: “Мы начинаем работать в направлении строительства второй линии канатного трамвая, который очень нужен, потому как во время таких событий, да и не только, существуют моменты, когда люди стоят в очереди и ждут. Нет хуже зрелища, увидеть человека, который приобрел карту, который хочет кататься на лыжах, при чем, где кататься тоже есть, но который не может достичь точки отправления”.

Все желают, чтобы Банско стал еще более привлекательным не только для соревнований ранга Кубка мира по горным лыжам, но и для любителей горнолыжного спорта.

БНР


Комментарии: 6
3
25 фев 11, 20:30 Чавдар Караджов 0

Балканская столица культурного туризма город Велико-Тырново предлагает новые развлечения своим любознательным гостям

© Фото: Венета Николова

Муниципалитет Велико-Тырново разработал долгосрочную программу развития туризма в старой болгарской столице.

Во время одного из своих посещений в г. Велико-Тырново президент Международной ассоциации отелей и ресторанов Хасан Аиди воскликнул: “Слова из вашего гимна “Милая Родина, ты – земной рай!” – самое точное определение вашей страны!”. По мнению “короля туризма”, как называют г-на Аиди, Велико-Тырново среди десяти наиболее предпочитаемых дестинаций в Восточной Европе. Это также и один из серьезных мотивов, благодаря которым город был удостоен призом “Балканская столица культурного туризма”. Выбор был сделан специалистами в туристической отрасли из 160 стран во время 47-го конгресса ассоциации в Белграде 20 января сего года.

Объявление Велико-Тырново “Балканской столицей культурного туризма” – гордость и признание гостеприимства города, но также и большая ответственность, по мнению управляющего муниципальным туристическим агентством “Царевград-Тырнов” Данаила Панова. Он представил некоторые из своих идей, развитие которых только предстоит, чтобы город Велико-Тырново мог привлекать и встречать еще больше гостей.



Город велико-Тырново предлагает возможности романтических прогулок в прошлое

“На следующие несколько лет муниципалитет разработал долгосрочную программу развития туризма в древней столице. Проекты связаны с обновлением инфраструктуры вокруг исторических объектов и с улучшением обслуживания туристов. Наша цель – предложить новые развлечения гостям нашего города. У нас также есть разработанный проект создания посетительского центра, который будет называться “Средневековая Болгария”, - продолжает г-н Панов. – У него будет образовательная направленность на школьников. В центре будут представлены различные фигуры, как это в музее мадам Тюссо, но они будут не из воска, а из другого специального материала. Фигуры будут воссоздавать исторических личностей со времен Второго болгарского царства, в период наибольшего могущества Велико-Тырново в качестве столицы Болгарии. В специальном “Тронном зале” артисты будут разыгрывать разные исторические сцены для посетителей. Будет один летописец, который при выходе гостей, будет удостаивать их грамотами, написанными специальным каллиграфическим письмом”.

Самым популярным развлечением до сих пор в г. Велико-Тырново был аудиовизуальный спектакль “Звук и свет”. Он создан в 1983 г., и уже 27 лет очаровывает гостей города пышным сочетанием звуковых и световых эффектов. В новом посетительском центре туристы смогут ознакомиться более подробно с предысторией этого спектакля. Одна из причин, чтобы ведущие мировые туристические эксперты заметили и оценили Велико-Тырново как балканскую столицу культурного туризма – это проводящаяся уже семь лет в городе международная выставка “Культурный туризм”. Этот уже ставший традиционным форум дал исключительно сильный импульс для того, чтобы исторические и культурные достопримечательности Болгарии становились все более предпочитаемыми. До сих пор очень часто ими пренебрегали из-за ставших исключительно популярными в течение лет морских и горных курортов в стране. Велико-Тырново уже начал подготовку к очередной седьмой выставке “Культурный туризм”, которая состоится в апреле. Тогда на официальной церемонии будет отмечено провозглашение города балканской столицей культурного туризма на этот раз в самом городе.

Исторический холм Царевец превратился в эмблему города

Даниел Панов ожидает обновления облика города. “Мы постараемся сделать так, чтобы он действительно походил на балканскую столицу культурного туризма. В настоящий момент мы разрабатываем проекты по изменению образа всех туристических рекламных информационных брошюр. До месяца будет подготовлен новый логотип, новый знак, который мы будем распространять. Это только некоторые из предстоящих шагов, ‒ дополнил г-н Панов. – Для всех гостиниц заказаны копии грамоты, удостоверяющей, что Велико-Тырново – балканская столица культурного туризма. Они будут представлены на центральном месте в каждой гостинице, чтобы все туристы видели ее”.

Для привлечения большего количества гостей в Велико-Тырново будут поддерживаться и обновляться многие из существующих местных развлечений. В близких местностях есть условия для прогулок на горном велосипеде, конной езды, а также многочисленные экологические тропы. Одно из самых очаровательных переживаний – это ознакомление с городом через иллюминаторы самолета. С воздуха балканская столица культурного туризма оставляет незабываемое воспоминание и желание посетить ее снова.

БНР


Комментарии: 3
5
20 фев 10, 21:13 Чавдар Караджов 0

Духовно-исторический центр Святого Паисия Хилендарского

© Фото: БГНЕС

Духовно-исторический центр Святого Паисия Хилендарского – одна из достопримечательностей г. Банско. Открытый для посетителей в октябре 2008 г., центр назван по имени создателя “Истории славяно-болгарской” – книги исключительно важной для болгарского национального Возрождения в годы турецкого владычества на наших землях. Паисий посвятил свою жизнь распространению знаний о “болгарском народе, царях и святых и о всех болгарских деяниях и событиях”, как он записал еще в начале истории. Перед тем как постричься в монахи на Святой Горе он жил в своем родном городе Банско.

“Здесь (на месте музея) находился родной дом Паисия Хилендарского. Он существовал с конца ХVІІ века, ‒ рассказывает Стефка Бардарева, смотрительница музея. ‒ Есть сведения, что в течение лет здание использовали и как школу, и как женский монастырь. Даже после 1912 г. за полтора года в нем размещалось муниципальное управление. К сожалению, в 1922 г. во время большого пожара, дом сгорел до оснований. Тогда патриотично настроенные граждане поставили снаружи камень, в знак памяти того, что здесь в 1722 г. родился великий болгарин Паисий Хилендарски. Он постригся в монахи совсем молодым. Начал писать “Историю славяно-болгарскую” в возрасте всего лишь 23 лет в монастыре “Хилендар” на Афоне (Греция). Чтобы собрать сведения, он объездил всю страну, даже побывал на немецкой земле. Он завершил свою книгу в монастыре “Зограф” в 1762 г. Этот год считается началом Болгарского Возрождения. Затем Паисий вновь объехал страну, чтобы распространять свою историю. Он скончался близ одного болгарского села в 1773 г. по дороге на Святую Гору. А 26 июня 1962 г. он был причислен к лику святых”.

Годы подряд фотограф проф. Михаил Енев посещал Афон. Снял и подробно описал келью монаха, а также часовню, в которой он молился. В Духовно-историческом центре они восстановлены с абсолютной точностью в отношении оригинала. Впечатляющим является контраст между аскетической обстановкой монашеской обители и великолепием стенописей в часовне. Основным акцентом в келье является стол. На нем поставлены старинные книги. Большая часть предметов также датируется временем Паисия.
Часовня небольшая. Дверь низкая, она напоминает каждому посетителю, что следует склонить голову перед Богом. Над ней ясно видна надпись – благодарность к Хаджи Вылчо из г. Банско, предоставившего средства на строительство храма. Хаджи Вылчо был щедрым дарителем не только для Святой Горы – он предоставлял средства на все крупные мероприятия в Банско. Брат Паисия, также стал монахом, но в более старшем возрасте – когда он завершил свои обязательства перед большой семьей. Старший брат в семье – Лаврентий, был игуменом Хилендарского монастыря на Святой Горе.
Изображения Паисия, Лаврентия и Хаджи Вылчо встречают посетителей еще в вестибюле музея. Здесь также можно увидеть образ Св. Ивана Рилского – духовного покровителя Болгарии. А также Неофита Рилского – монаха, учителя и художника эпохи Возрождения, также родом из Банско. Наряду с документами, фотографиями и предметами, в красиво расставленной экспозиции можно увидеть аутентичный список “Истории славяно-болгарской”, сделанный в Банско Константином Чучулайном.

Хранится также фотокопия черновика Паисия – оригинал хранится на Афоне. Рядом с ними поставлен сосуд с горстью земли со Святой Горы – места, почитаемого с давних времен жителями Банско.

БНР


Комментарии: 1
4
20 фев 10, 21:02 Чавдар Караджов 0

Васил Левский – Апостол болгарской свободы

"Казнь Васила Левского", худ. Борис Ангелушев

19 февраля 1873 г. недалеко от Софии был повешен борец за освобождение своего народа от османского ига Васил Левский. Он относится к тем личностям, которые рождаются раз в несколько столетий, в такие решающие моменты, когда должен появиться лидер, способный повести за собой весь народ. Признательные болгары называют его Апостолом Свободы.

Бывший монах, ставший позже диаконом, скинул рясу, чтобы одеть форму повстанца. Проведя немало времени среди эмигрантских революционных кругов, Васил Левский убеждается в неэффективности действий отрядов повстанцев, которые формировались на сербской и румынской территории и перебрасывались оттуда в Болгарию. Они давали много жертв, но не могли увлечь за собой народ и привести к восстанию.
„Васил Левский постепенно пришел к мысли о необходимости переоценки используемых эмиграцией путей освобождения страны, ‒ заявил в интервью Радио Болгария доцент Пламен Митев, декан Исторического факультета Софийского университета Святого Климента Охридского. – С этой целью он дважды обходит страну в 1868 и 1869 годах. Это окончательно убеждает его в том, что тактика засылки отрядов повстанцев вовсе не единственный путь достижения конечного успеха в борьбе с Османской империей. Он постепенно осознал необходимость использования возможностей всего народа, разных социальных групп в болгарском обществе. Постепенно он пришел к идее создания внутренней организации комитетов, которая бы подготовила национальную революцию. Именно в этом состоит большой вклад Васила Левского в целостное развитие политических идей в эпоху Болгарского возрождения”.

Левский начал неутомимо создавать сеть революционных комитетов на болгарских землях. Ряд их наследует опыт и приходит на место ранее существовавших тайных организаций. Но масштабы деятельности Апостола Свободы изумляли. Так, летом 1872 г. в стране уже существовало почти 400 комитетов. „Я посвятил себя отечеству, которому буду служить до смерти и выполню волю народа”, ‒ говорил он. Своей энергией и беззаветностью он как бы заражал всех – бедных и богатых, неграмотных и образованных. Спустя три года после его убийства турками, созданные им комитеты, несмотря на множество провалов и предательств, подняли крупнейшее на землях Болгарии восстание против поработителей в апреле 1876 г. Именно его подавление со страшной жестокостью привело к широкому международному отзвуку и объявлению Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. А мечта Васила Левского о развитии новой Болгарии вдохновила поколения болгар.
“Во-первых, это его идея демократической республики, ‒ отметил далее Пламен Митев. – В таком законченном виде лишь Левский выдвигал идею о подобной организации свободной болгарской державы. Далее я хотел бы отметить идеи Левского о равенстве всех перед законом. И, конечно, - его идеи о свободе личной, свободе народной, о равенстве всех, независимо от их этнической и религиозной принадлежности. Эти прозрения и заветы соответствуют самым прогрессивным философским и политическим доктринам в европейском мире в то время. И не потеряли своей актуальности и по сей день».
Каково место Апостола болгарской свободы среди великих фигур национально-освободительных движений в Европе в ХІХ веке?
«Васила Левского можно сравнивать с яркими личностями европейской истории, такими как Гарибальди и Маццини. Не случайно болгарские историки многократно отмечали, что если бы Левский был деятелем освободительного движения какой-нибудь другой страны Европы, его имя упоминалось бы во всех учебниках европейской истории. К сожалению, он остается известен, прежде всего, нам, болгарам, потому что мы небольшой народ, которому сложно вписаться в большую европейскую историю. Но это не преуменьшает значения его заслуг в развитии европейской политической мысли и дела, которые дали толчок освободительной борьбе и социальным реформам. В этом смысле Васила Левского можно сравнивать с самыми яркими фигурами Европы ХІХ века».

БНР


Комментарии: 1
4
20 фев 10, 21:00 Чавдар Караджов 0

Горнолыжный спорт в Болгарии – нереализованные возможности

© Фото: БГНЕС

В 2006 году Альбрехт начал выступать за Болгарию, а теперь перед своим последним стартом в слаломе, он надеется, что найдет место в первой десятке на Олимпиаде в Канаде.

Когда 27 Февраля австриец Киллиан Альбрехт встанет на старт олимпийского слалома в Ванкувере, на информационном табло возле его имени будет написано „Болгария”. 36-летний ветеран выступает за нашу страну уже пятый год, а олимпийский слалом будет его последним стартом после 16-летней карьеры на горнолыжных трассах.

Несмотря на его успешные выступления, среди которых и четвертое место в

слаломе на Олимпиаде в 2002 году, Альбрехт выбыл из состава сборной Австрии. В поисках новой команды ему посодействовал другой всемирно известный горнолыжник из Австрии Марк Жирардели, который долгие годы является советником руководство Болгарской федерации по лыжным видам спорта. Именно так, в 2006 году Альбрехт начал выступать за Болгарию, а теперь перед своим последним стартом в слаломе, он надеется, что найдет место в первой десятке на Олимпиаде в Канаде.
„Олимпийские игры имеют свои неписаные правила – на них нередко получаются неожиданные результаты. Поэтому я и поставил себе хотя и амбициозную, но весьма достижимую цель. По-моему, я вполне реально могу попасть в первую десятку, если буду здоровым, и все будет идти по плану”.

Киллиан Альбрехт известен своим сильным спортивным духом, которым успевает заразить и остальных участников болгарской сборной. Несмотря на это, легенда болгарского горнолыжного спорта Петыр Попангелов все еще не видит своего достойного наследника, который мог бы повторить успехи, достигнутые им в 70-ые и 80-ые годы минувшего века. Тогда, Попангелов имел забронированное место среди сильнейших десяти слаломистов в мире и добился немало успехов, среди которых и два шестых места на Олимпиадах – в 1980 году в Лейк-Плэсиде и в 1984 в Сараево.

„Я не думаю, что в ближайшем будущем найдется мой наследник, – считает Попангелов. – Конечно, федерация работает по отлаженной схеме, обеспечены спонсоры, тренировочные лагеря, но я и другой раз говорил, что нам всегда не хватало классного тренера за исключением моего отца. Недавно на работу здесь наняли двух словенских тренеров, что может и привести к положительным результатам среди юного поколения. Основы положены, но все очень трудно”.
Со времен славных достижений Петыра Попангелова прошло уже больше 20 лет. Это были годы нелегкого переходного периода в Болгарии, которым сопутствовал почти постоянный экономический кризис. А горнолыжный спорт среди самых дорогостоящих видов спорта, связанных с крупными инвестициями. Несмотря на это, Попангелов считает, что оправдываться финансовыми затруднениями очень элементарно.
„В Болгарии не только спорт не развивается, как положено. Все хромает. По-моему, в Болгарии нет отрасли, в которой мы хоть немного были бы похожи на европейское государство – и по менталитету, и по работе, и серьезному отношению людей. В мое время государство инвестировало в спорт немало денег, да и люди рассуждали по-другому. Тогда были целые поколения, которые жили спортом”.

Мнение Попангелова разделяет и Марк Жирардели – пятикратный обладатель Кубка мира по горнолыжному спорту. Будучи уже много лет советником Болгарской федерации, он хорошо ознакомлен с работой тренеров и спортсменов.
„Несмотря на все усилия федерации, состояние на данный момент не очень хорошее. Нам в любом случае следует подождать следующего поколения горнолыжников. С девушками и парнями, которым сегодня 12-13 лет, необходимо начать профессиональную работу с самого начала для того, чтобы мы надеялись на их успех на мировом уровне. Кроме того, горнолыжный спорт требует серьезного отношения и принятия долгосрочных обязательств, да и государство должно помочь в этом федерации”.

Это доказывает и опыт таких ведущих в горнолыжном спорте стран, как Австрия и Швейцария. Подобное мнение разделяет и Киллиан Альбрехт, который не исключает возможности, по окончанию своей карьеры начать работу в тренерском штабе болгарской сборной. „Работа должна начаться еще с самого юного возраста, и Болгарская федерация по лыжным видам спорта это ясно осознает, – делится Киллиан Альбрехт. – Но для того, чтобы добиться успеха, необходимо много работы, терпения и постоянства. Для того чтобы спортсмен поднялся на почетную лесенку победителей, с ним необходимо интенсивно работать хотя бы 10 лет. Конечно, бывают и супер таланты, но если в Австрии, где горнолыжный спорт является символическим для страны, такие рожаются раз в 5-6 лет, то в Болгарии это может произойти не чаще, чем через 30 лет”.

Радио Болгария


Комментировать
0
18 фев 10, 01:15 Чавдар Караджов 0

Премьера на сцене Софийской оперы – „Манон Леско” Джакомо Пуччини

История любви между красивой Манон и кавалером Рене де Грие по одноименному роману Антуана-Франсуа Прево 1731 года, ожила на сцене Софийской оперы. Спектакль реализован международной творческой командой. Премьера „Манон Леско” состоялась 12 февраля, через 117 лет после первого представления этой оперы в театре в Турине. Еще с первых постановок произведений Пуччини (конец ХІХ века) и по сей день публике нравится его музыка и залы не бывают пустыми.

Спектакль „Манон Леско” является очередным проектом Софийской оперы с международным участием. Дирижер Франческо Роза из Италии работает в Болгарии уже в третий раз. „Это третья опера, которой я здесь дирижирую. С составом Софийской оперы я сработался чудесно”, ‒ рассказал Франческо Роза. ‒ Наконец-то я дирижирую в Софии итальянской оперой – одной из моих любимых. Это третья опера, написанная Пуччини, но с музыкальной точки зрения, она является его первым серьезным произведением. В ней присутствуют обязательные характеристики опер этого композитора. На сцене раскрываются и подчеркиваются две темы – о любви и о смерти. Вместе с музыкантами мы ищем подходящие интонации и тембры для наиболее удачного воссоздания идеи композитора. В этой опере чувствуется музыка импрессионизма с его цветами и символами. Для меня это дебют, я впервые дирижирую „Манон Леско”. Слушаю ее с детских лет и знаю наизусть. Как я уже упомянул, это моя любимая опера. Хочу также похвалить оркестр Софийской оперы. Летом минувшего года, на Кипре, мы работали вместе над постановкой „Лакме” Делиба. Сегодня, спустя полгода, уровень оркестра еще выше. Поэтому я уверен, что публика насладится прекрасным спектаклем”.

Режиссером постановки „Манон Леско” в Софийскую оперу приглашен Александр Текелиев. Он – сын известного болгарского композитора и педагога. Александр Текелиев приобрел опыт оперного певца, выступая в спектаклях в Европе и США, а последние три года он является директором оперного театра города Бургас. „Опера „Манон Леско” для меня не является новым заглавием. Я ставлю ее уже в третий раз и постоянно нахожу новые детали, пытаюсь экспериментировать. Пуччини среди моих любимых авторов – и как драматург, и как композитор. Я стремился создать логичную и динамичную постановку. Важно было также, чтобы режиссура спектакля оставалась классической. С коллегами из Софийской оперы работалось с удовольствием. Вместе мы попытались создать интересный и яркий спектакль для публики”, ‒ рассказал Александр Текелиев.

Арию Манон исполнила сопрано Йоана Железчева, одна из молодых звезд Софийской оперы. Она поделила роль с Радостиной Николаевой, которая удостоена приза „Хрустальная лира” за две партии в столичном оперном театре. Леско – брата главной героини, исполняет Александр Крунев и два гостя из-за рубежа. Давайте послушаем, что рассказал итальянский:

„Приятно видеть, как любима музыка Пуччини в Болгарии. К сожалению, для меня как баритона, не отведено главной роли, но я являюсь связующим звеном, и без моего героя опере не обойтись, ‒ считает итальянский баритон Джанфранко Монтрезор. ‒ Это относится не только к данной роли, но и к другим баритоновым персонажам опер Пуччини. Два года назад я исполнил Леско в театре Генуи. Искренне надеюсь, что на премьере, вся труппа артистов будет удовлетворена своей работой”.

Удовлетворен работой с Софийской оперой и Йонут Паску из Румынии. Он тоже выступает в роли Леско и впервые в Болгарии.

„Мы соседи, я приехал из Бухареста. Хорошо, что этот проект родился как союз между несколькими государствами – певцы из Болгарии, Румынии и Италии, а дирижер и сценограф – итальянцы. Наша совместная работа была бескрайне приятной”.

Радио Болгария


Комментировать
0
18 фев 10, 01:12 Чавдар Караджов 0

Проф. Боян Биолчев: «Настоящая литература – это письмо всем, кино должно быть адресовано очень широкому кругу людей»

В феврале начался показ на большом экране нового болгарского фильма «Похищение». Этот фильм является своеобразным продолжением другой киноленты с 80-х годов – «Крик о помощи», снятой также по сценарию Бояна Биолчева. «Первый фильм был создан по действительной истории, а второй – художественная выдумка, – рассказал проф. Биолчев. ‒ Здесь нет регламента, нет юридического положения, – отмечает сценарист. – В конечном счете, в искусстве нет четкой границы между художественной выдумкой и реальным прототипом или реальными фактами жизни. Вопрос связан с личным выбором каждого, кто пытается сказать что-нибудь людям эмоциональным путем, словом или же кинообразом. Мальчик из первого фильма – сирота, его усыновили, но после развода родителей никто из них не хочет жить с ребенком. Он остался на улице, а путь к преступлениям в таких случаях очень краткий. Таким образом, он попал в тюрьму. В новом фильме, после выхода на свободу он отправляется объясниться с писателем, который представил его историю вполне аутентично, за исключением того, что придумал любовь и хэппи-энд. А с ним этого никогда не случалось, и он желает показать автору, что представляет собой правда о жизни».

Таким образом, писатель встречает героев из преступного мира и своими глазами видит, как урегулируются отношения между ними. Более того, он оказывается вовлеченным этим молодым человеком в похищение молодой российской девушки, совершенное по заказу преступного босса. Но, вместо того, чтобы отвести ее к нему, оба они решают спасти девушку. А любовь на самом деле случается – чтобы осмыслить жизнь молодого человека. Писатель, со своей стороны, попадает в необычную для него роль – человека, который может взвалить на плечи тяжелую ответственность. Вопреки грустному финалу, в фильме есть надежда и просветление. И, несмотря на то, что история в фильме «Похищение» несет следы дней, в которых мы живем, она могла бы произойти в любое время.

«Все мои произведения – такие, – пояснил Боян Биолчев. – Я никогда не помещал свои художественные произведения в конкретную социальную или политическую ситуацию. Для меня более важными всегда были основные вещи в жизни: любовь, ненависть, зависть, сочувствие, человечность, жестокость. А они имеют одни и те же проявления в разных эпохах».

Режиссер фильма Пламен Масларов определенно сделал хороший подбор актеров. Иван Радоев выступает в роли молодого человека с трудной судьбой, его достойными партнерами являются Валентин Ганев в роли писателя и красивая российская актриса Юлия Пересильд. На какую публику рассчитывает Боян Биолчев?
«В качестве преподавателя я знаю, что настоящая литература – это письмо всем, – говорит проф. Биолчев. – Если пишешь только для сверхинтеллектуалов, может оказаться, что твою книгу прочитают всего лишь пять-шесть человек. Тогда как сценарий, кино должны быть адресованы очень широкому кругу людей».

Проф. Биолчев – славист с международной известностью, автор романов и сборников рассказов, сценарист художественных и документальных фильмов. Его произведения переведены на несколько языков. Он намерен превратить сценарий фильма «Похищение» в роман. В каком направлении он намерен дополнить его, изменить?
«Этого никто не знает. Когда я начинаю писать, особенно роман, с одного момента сам он начинает диктовать ситуацию. Порождается внутренняя инерция, о которой ты очень часто сам не отдаешь себе отчета. Не понимаешь, как ты ее создал, но она ведет тебя. Подобное произошло со сценарием «Амазонка Варое», который я написал в 1986 году и который превратился в роман 20 лет позже. В моих собранных сочинениях, изданных издательством «Захарий Стоянов», будут присутствовать и сценарий, и книга «Амазонка Варое». Таким образом, читатель сможет установить, какая огромная разница есть между одним и другим. Но, так или иначе, книга получилась и завоевала награду «Вик» за лучший роман в 2006 году».

Тогда проф. Биолчев подарил сумму, полученную от награды – около 5 тыс. евро, в целях учреждения студенческого литературного конкурса. Роман предлагает интересный, комический взгляд на болгарское и балканское средневековье, на человеческие характеры и страсти. И сюжет его настолько динамичен, что парижское издательство «Анабет» не только издало его на французском языке, но и откупило права на его экранизацию. Над чем работает проф. Биолчев в данный момент?
«Над четвертой книгой с очень короткими рассказами, уже созданы три из них. Кроме того, я пишу историческую пьесу, у меня даже уже есть договоренность с театральными кругами о том, чтобы поставить ее на сцене. Эта пьеса будет в стиле «Амазонка Варое», и точнее – исторической комедией времен хана Омуртага. Я отложил на время мою книгу об Антарктиде, которая является художественными путевыми заметками».

Радио Болгария


Комментировать
0
18 фев 10, 01:10 Чавдар Караджов 0

Болгарский форум бизнес лидеров вручил свои ежегодные награды в номинации “Ответственный бизнес”

“Мы можем, как Барон Мюнхгаузен схватиться за волосы и вытащить себя из кризиса и зажить в более интегрированной социальной среде”, – сказала во время церемонии вручения ежегодных наград в номинации “Ответственный бизнес” Мария Шишкова, председатель Болгарского форума бизнес лидеров, членами которого являются более 1500 компаний.

“Чем серьезнее вызовы, тем яснее видна истинная сущность компаний и людей, – дополнила она. – С этой точки зрения кризис показывает, насколько мы сильны, насколько лояльны к обществу и насколько преданными могут быть организации, несмотря на экономические препятствия”.

Председателем жюри была мэр Софии Йорданка Фандыкова. “То, что происходит в данный момент показывает, что кризис – это возможность, и болгарский бизнес может с успехом ее использовать, – поздравила номинированных Йорданка Фандыкова. – Победителями являются не только награжденные фирмы и компании, основной победитель – это болгарское общество, являющееся потребителем их социального продукта”.

В борьбе за “золотую” номинацию “Социально ответственный бизнес” в пяти категориях участвовало 36 болгарских компаний. Статуэтки и грамоты предназначались тем, кто проявляет заботу в отношении своих служащих, общества, окружающей среды и молодого поколения. Разнообразие среди кандидатов на награды – это доказательство роста социально-корпоративной ответственности бизнеса в Болгарии. “Инвестором в общество” стал мобильный оператор “М-Тел” за применение серьезных практик, направленных на долгосрочное социальное развитие и процветание. “Инвесторы в общество – это с идеей, с взглядом за рамки кризиса”, ‒ подчеркнул министр регионального развития Росен Плевнелиев при вручении награды. Отличие “Инвестор в окружающую среду” получил Уникредит Булбанк за свою национальную “зеленую” программу. “Бизнес и окружающая среда – не враги, кроме того, речь идет о добровольных инициативах”, – поздравила номинированных министр окружающей среды Нона Караджова, уточнив, что награжденные будут участвовать в предстоящем конкурсе за европейскую премию в области окружающей среды. Отличие “Инвестор в человеческий капитал и условия труда” получила компания “Сименс-Болгария” за строительство детского сада для детей служащих компании.
В категории “Инвестор в знание” награду за профессиональное обучение молодого поколения взяла газовая компания “Овергаз”. Награда в категории “Маркетинг, связанный с идеей” была вручена компании “Проктр энд Гембл - Болгария” за оказание помощи преждевременно рожденным детям.

По традиции, каждый год вручается и премия ENGAGE, определенная Международным форумом бизнес лидеров под патронатом принца Чарльза. Премия присуждается одному из 36 номинированных проектов в пяти категориях, причем той компании, которая смогла наиболее мотивированно убедить своих служащих участвовать в полезно общественных деятельностях. Отличие было вручено телекоммуникационной компании “Виваком” послом Великобритании в Болгарии Стивом Уильямсом.

“Премия ENGAGE – это награда особой категории, – подчеркнул дипломат. – Она определяется не жюри, а напрямую Международным форумом бизнес лидеров. Премия вручается фирме, которая сильнее всего мотивировала своих служащих корпоративной социальной ответственности. В этой категории нет бронзовой или серебряной медали, существует только золото”.

Радио Болгария


Комментировать
0
18 фев 10, 01:08 Чавдар Караджов 0

Тодоров день ‒ Конская Пасха

В болгарском народном календаре первая неделя Великого поста называется Тодорова неделя. Это имя связано с праздником Святого Тодора, который отмечается в субботу и называется в Болгарии Тодоров день.
Болгарская православная церковь отмечает чудесное явление Святого Теодора Тирона в 352 году, а первая неделя Великого поста в традиции болгар называется Тодорова неделя, «Тудорица» или «Черная неделя». Отдельные дни этой недели строгого поста имеют любопытные названия ‒ Чистый или Псиный понедельник, Черный вторник, Сумасшедшая среда, Четверг-непоседа, а суббота и до сих пор называется Тодорова суббота, Тудорица или Конская Пасха. Люди верили, что в этот день Святой Тодор одевал 9 кожухов, седлал коня и ехал к Богу просить лета.

Радио Болгария


Комментарии: 2
4
18 фев 10, 01:06 Чавдар Караджов 0

Старинные болгарские имена

Значение многих из традиционных болгарских имен кажется непонятным нашим современникам, потому что их первоначальный смысл давно уже забыт.

В былые времена вместе с личными именами мужчин люди нередко указывали и их ремесло, чтобы отличить человека от его тезок. Когда его сыновья принимали ремесло по наследству, оно уже становилось родовым определением. Позднее это определение становилось уже фамильным именем, передаваемым по наследству, даже когда никто из данной семьи ничего общего уже не имел с этим ремеслом. Такие фамилии, как Гайдаров и Кавалджиев, по-видимому, указывают на то, что когда-то члены семьи занимались изготовлением указанных в именах музыкальных инструментов. Или же напоминают, что в данном роде было немало умелых музыкантов.
Другие фамилии, однако, связаны с давно уже забытыми ремеслами. Так, например, тем, кто носит фамилию Гайтанджиев, придется вернуться далеко назад во времени, в ХІХ веке, когда их предки изготавливали гайтани, в переводе на русский язык – галуны. Это такие черные шнуры, которыми более века назад украшали наряды, обычно мужские, сшитые из абы – грубой шерстяной ткани. Это не очень популярное в наши дни слово также нередко встречаем в качестве фамилии современников – Абаджиев. Абаджиями называли производителей абы, а также людей, которые шили из этого вида ткани одежду или же торговали ей. Подобное по значению происхождение имеет и фамилия Терзиев. Это ремесло также было связано с шитьем одежды, да только из более тонкого материала и более разнообразного покроя, как мужской, так и женской.
Подобную пару близких по значений ремесленных определений составляют фамилии Налбантовы и Ковачевы. В обоих случаях речь идет о ремесле кузнеца, но “налбантин” более узкое понятие, оно указывает, что человек занимался изготовлением подков.


Нередко болгарские фамилии связаны и с одним из самых популярных более века назад промыслом на наших территориях – овцеводством. Там тоже налицо некоторое разнообразие – из него берут свое начало фамилии Овчаров, Чобанов, Кехайов. Последнее из них указывает на зажиточность его обладателя, который, по-видимому, владел огромными овечьими стадами.
Не менее характерна для Болгарии и фамилия Грынчаров, она указывает, что предки этой семьи занимались гончарством. Все эти ремесла популярны не только, в качестве устойчивых фамильных имен, но и в аутентичном болгарском фольклоре.
Забвение их первоначального значения касается не только фамильных, но и многих из традиционных для Болгарии личных имен. Может быть, поэтому, они нередко терпят трансформации, которые делают их более понятными для современного человека. Популярные в наши дни имена Светослава, Мирослав, Белослава, например, содержат в себя корень “слав”, связанный с происхождением из племени славян. Другой древний славянский корень – “мир”, также находит широкое применение в современных именах, как Любомир, Красимир, Станимир. Более интересно, однако, происхождение дополнительного корня некоторых из этих имен. Например, Белослава звучит близко к уже позабытому имени Балослава, связанному с древним славянским глаголам “балувать” – “лечить”. А такие имена, как Рада и Радо, вместе с их многочисленными современными вариантами, несут в себя первичное пожелание, чтобы это имя приносило его обладателю много радости. Классическими в болгарских именных традициях являются и другие имена-пожелания, как, например, Стоил и Стоян. Они выражают надежду, что человек с этим именем будет более устойчивым и жизненным. Интерес к историческому происхождению и значению традиционных болгарских имен побуждает нас изучить более глубоко их смысл, а не только воспринимать их благозвучность.

Радио Болгария


Комментарии: 1
5
18 фев 10, 01:04 Чавдар Караджов 0

Великий пост в современной жизни болгар

Освященный примером Господа Иисуса Христа, который постился 40 дней в пустыни, Великий пост готовит бессмертную душу человека к Спасению. По канонам Православной церкви он содействует овладению христианскими добродетелями и отдаляет верующих от зла. Не случайно болгары, потребляющие в течение 48 суток постную (без жиров и мяса) пищу, верят, что это усилие сделает их более добрыми и сострадательными.

„В любом случае, когда православный христианин подходит к Великому посту, а также к каждому из четырех постов в течение года, он должен первым делом попросить прощения у ближних и, непременно, у своих врагов”, ‒ говорит известный распространением православной веры в горах Родопы священнослужитель храма „Успение Богородицы” в г. Кырджали отец Боян Сарыев.
„Господь Иисус Христос призывает лечить и своих врагов. Потому каждый должен попросить прощения у врагов и у близких, чтобы начать пост со смиренным сердцем, ‒ говорит отец Сарыев. – Самое общее определение о посте это воздержание от применения жирной пищи и умеренное употребление постной пищи. Сам пост, однако, это не диета или средство похудеть или сбросить вес. У него нравственно-религиозный характер. Пост должен быть полноценным – телесным и одновременно с этим духовным. Обычно, в большинстве своем современные христиане воспринимают пост единственно как воздержание от мясомолочной пищи и яиц, не обращая внимания на духовную сторону этого ритуала. А ведь именно духовный пост является ведущим мотивом, а телесный пост используется в его помощь. Обобщенно говоря, духовный пост ‒ это воздержание от любого зла. Он должен охватывать пять человеческих органов чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, потому что по ним грех может проникнуть в тело человека и осквернить его. Когда мы овладеваем пятью органами чувств, то достигаем власти над своим телом и таким образом ограничиваем приступ греха в наших душах. Посвященные утверждают, что невозможно овладеть на 100% своими органами чувств, но это не значит, что с этим не следует бороться. Важное свести к минимуму влияние греха на тело и душу”.

Несмотря на восприятие себя верующими, в наши дни немногие люди постятся. Как говорит батюшка Боян, нашим предкам было легче справляться с постом. Каждый жил в своем замкнутом личном хозяйстве и не собирался с другими людьми. Тогда и искушений было меньше. Сейчас же на каждом углу вам предлагают какие-то лакомства, вкусные вещи, а всякие искушения рекламируются с экранов телевидения. Это, со своей стороны, позволяет осуществить и больший подвиг при соблюдении поста, убежден священнослужитель. „Довольно сложно обойти искушения, поджидающие нас везде. Потому желающим соблюсти пост рекомендую избегать общественных мероприятий и шумных собраний людей. Следует больше времени проводить в молитвах, быть в более укромном месте дома, чтобы быть полезным себе при посте. За четыре недели до Великого поста Святая православная церковь готовит нас старательно посредством нескольких притч к нему, в которых речь идет о смирении и покаянии, последствиях грешного образа жизни и, наконец, о всепрощении. Только на основе этих четырех важных оружий христианской добродетели нам следует устоять перед искушениями, потому что во время Великого поста предстоит самая большая битва христиан с врагом Спасения. Эта битва с Сатаной ведется на протяжении всей жизни”.
Чтобы облегчить битву верующих с искушениями в современных условиях, католическая церковь ограничивает пост до избегания любимой пищи и навыков, которые усыпляют дух. В Православной церкви, однако, ограничение относится как к пище животного происхождения, так и к постной пище, любимой нами. „Обязательно нужно ограничить курение, спиртное и вино, ‒ подчеркивает отец Сарыев. ‒ Смысл состоит в преодолении и ограничении алчности и жадности. Пост воспитывает в нас эти добродетели, укрепляя мощь человека, уча его тому, чтобы дух возобладал над телом. Во время поста только пожилые и хворые люди, беременные женщины и малые дети освобождены от его ограничений. ‒ Как видите, все индивидуально, ‒ говорит отец Сарыев. ‒ |Есть люди, которые считаются и интересуются правилами православной церкви, желают исповедоваться и причащаться. Есть люди, прилагающие какие-то усилия, но не прибегающие к наставлениям и благословлению Святой церкви. Они не обращаются к церкви и священнослужителям, как посредникам между Богом и паствой. И первые, и вторые стремятся к духовному спасению. Есть и категория ревностных христиан, которые первые три дня поста ничего не едят и не пьют. На третий день они проходят обряд соборования и помазания елеем, после чего нормальный пост продолжается”.
В заключение отец Сарыев пожелал всем соблюдающим пост набраться сил и терпения, чтобы выстоять до конца, быть смиренными и не роптать против взятой на себя ноши.

Радио Болгария


Комментарии: 1
5
18 фев 10, 01:01 Чавдар Караджов 0

Ирина Бокова и Кристалина Георгиева обсудили сотрудничество ЮНЕСКО с Европейской комиссией

Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова и комиссар ЕС Кристалина Георгиева обсудили на встрече в Брюсселе возможности расширения сотрудничества между ЮНЕСКО и Европейской комиссией. Это произошло на фоне действий по оказанию содействия Гаити, где недавнее землетрясение привело к крупнейшей до сих пор в истории человечества гуманитарной катастрофе. На совместной пресс-конференции после встречи обе болгарки указали, что сотрудничество между Европейской комиссией и ЮНЕСКО следует расширять, и оно не ограничится только реагированием на гуманитарные кризисы. Г-жа Георгиева сообщила, что вылетит 22 февраля в Гаити после того, как она указала перед Советом ЕС на уровне министров иностранных дел о том, как будут потрачены дополнительные 90 млн. евро на гуманитарную помощь Гаити, которая была недавно одобрена.

Радио Болгария


Комментировать
0
18 фев 10, 00:59 Чавдар Караджов 0

Министры иностранных дел и обороны опровергли информацию о переговорах по ПРО с США

Между правительствами Болгарии и США переговоры о том, что в кругах НАТО называется американским вкладом в систему ПРО, не велись. Это было сказано министром иностранных дел Болгарии Николаем Младеновым в совместном заявлении с министром обороны Аню Ангеловым после их участия в сегодняшнем заседании парламентской комиссии по вопросам внешней политики и обороны. Болгарское правительство считает, что территорию страны необходимо защитить системой ПРО. Самое важное это охватить территорию Болгарии этой системой, потому что это является частью коллективного выражения безопасности, которую мы получаем как член НАТО.

Радио Болгария


Комментировать
1
18 фев 10, 00:57 Чавдар Караджов 0

Средняя численность медицинского персонала в Болгарии больше, чем по ЕС

В Болгарии на 100 тысяч жителей приходится 361 врач, что немного более, чем по Евросоюзу, где 322 врача. Это было сказано директором национального центра медицинской информации Христианом Гривой в ходе обсуждения в парламенте. Численность медсестер в ЕС составляет 745 на 100 тысяч жителей, а в Болгарии 421. в то же время в ЕС среднее число больниц на 100 тысяч человек равно трем, в Болгарии 4,6. Последний показатель придется привести в соответствие с нормами ЕС, убежден г-н Грива.

Радио Болгария


Комментировать
1
18 фев 10, 00:56 Чавдар Караджов 0

Болгария просит Газпром пересмотреть ставки на транзит газа

Газпром должен увеличить ставку на транзит газа через Болгарию. С таким предложением выступил министр энергетики, экономики и туризма Болгарии Трайчо Трайков в ходе встречи с главой Газпрома Алексеем Миллером.

По его словам, действующая ставка на транзит газа в Турцию, Грецию и Македонию является "слишком низкой". В то же время конкретный размер предлагаемой Болгарией ставки министр не уточнил, передает Associated Press.

Сейчас ставка транзита через Болгарию составляет 1,7 долл. за 1 тыс. куб. м на 100 км. В 2009г., по предварительным данным, объем поставок газа в республику составил 2,64 млрд куб. м. В настоящее время Газпром является единственным экспортером газа в Болгарию.

Ранее во вторник глава газового холдинга Алексей Миллер обсудил с президентом Болгарии Георгием Пырвановым, а также с премьер-министром Болгарии Бойко Борисовым ход реализации предынвестиционной стадии проекта "Южный поток". Межправительственное соглашение, предусматривающее присоединение Болгарии к проекту, Россия и Болгария подписали в январе 2008г.

15 мая 2009г. Газпром и Болгарский энергетический холдинг подписали соглашение о сотрудничестве при создании газопровода для транзита природного газа через территорию Республики Болгарии в рамках проекта "Южный поток". Документ устанавливает принципы взаимодействия сторон при подготовке ТЭО болгарской части газопровода и создании совместной проектной компании.

Источник - top.rbc.ru


Комментировать
1
18 фев 10, 00:53 Чавдар Караджов 0

Будущее за горным туризмом

На каждого человека, впервые прибывшего в Болгарию и разъезжающего по ней на наземном транспорте, производят огромное впечатление живописные горные пейзажи. Развернувшиеся хребты гор со множеством складок на них разбросаны по всей стране и очаровывают путешественника своей неподдельной красотой и невероятным биологическим разнообразием. Это уникальное богатство, однако, редко вписывается в рекламные брошюры и клипы, которые представляются на мировых туристических биржах.

Обычно множество рекламных материалов посвящено перезастроенным черноморским курортам и ставших популярными центрам горнолыжных видов спорта. Поднимающиеся на глазах чуть ли не впритык гостиницы, а также растущие, как грибы, курортные поселки, ночные заведения и другие строения туристической индустрии становятся все менее привлекательными. Потому неслучайно стремление людей, желающих отдыхать на спокойствии, к разным горным селениям. Именно они стали как бы последним убежищем дикой природы. Члены Болгарской ассоциации альтернативного туризма, однако, бьют тревогу по поводу наступления бетона и в эти места.

В горах Родопы, Странджа, Стара-Планина и Пирин вы можете наведаться в небольшие этнографические поселения - настоящие архитектурные шедевры.

Любой человек может днями бродить по узким горным тропам, проводить время на берегу кишащих форелью горных рек, подниматься вверх или спускаться вниз по склонам. Каждый может наслаждаться бесподобной картине, какую представляют собой горные озера, в которых отражаются пухлые облака. И всегда хочется реять над безбрежными просторами переливающихся горных цепей, становящихся бирюзовыми как море от света голубого неба. Путешествие по болгарским горам может превратиться в невероятное переживание для всех органов чувств и духа, лишь бы проявлялась любознательность.
И чтобы все это испытать, непременно следует заехать в какое-нибудь горное селение или городок. Именно там в наибольшей степени сохранились духовная культура, живые традиции, быт и фольклор болгар. В горах Родопы, Странджа, Стара-Планина, Пирин всегда можно попасть в места с сохранившейся архитектурой времен Болгарского возрождения (ХVІІІ-ХІХ вв.), в населенные пункты, объявленные музеями под открытым небом, как Жеравна, Котел, Мелник, Копривштица, облик строений которых поражает. Там вы не увидите броского вида отелей, залов для боулинга и ночных заведений. Зато как раз в местных гостевых домах вы насладитесь домашним уютом, тишиной и общением с природой. Там можно отведать прекрасно приготовленные, отличающиеся специфическим ароматом и вкусом домашние блюда, рецепт которых передается из поколения поколению. 

Сельские гостевые дома, предлагающие домашний уют, вы найдете даже в самых закромных уголках болгарских гор.

„Если вы зададите какому-нибудь туристу, не являющемуся приверженцем пакетов „олл инклюзив”, вопрос, что он рассчитывает увидеть в Болгарии, он, по всей вероятности, ответит: „Пейзаж, архитектуру, давние традиции и сегодняшних людей с их образом жизни, радостями и заботами, ‒ считает председатель Болгарской ассоциации альтернативного туризма Любомир Попйорданов. ‒ Гостю непременно повезет и он никогда не забудет естественного вкуса помидоров, винограда и других фруктов и овощей. В общем, давно позабытых на Западе вкусов, ‒ поясняет он. – Очень часто туристы с удивлением говорят про походы по горам, во время которых можно даже не встретить других людей. Они удивлены тем, что человек может увидеть звезды и наслаждаться такой давно позабытой вещи в их странах, как полная тишина. Потому что звуковое загрязнение в наши дни уже приняло такие размеры, что во многих государствах Европы даже нет мест, где не было бы слышно движение проезжающих легковых и грузовых автомобилей. Возможно, что нашему гостю удастся попробовать настоящего болгарского йогурта и вкусные домашние яства. Все это у нас все еще есть в изобилии. В то же время мы являемся свидетелями того, как экскаваторы и асфальтированные дороги продолжают связывать расположенные все выше в горах разные селения, как прокладываются дороги среди охраняемых территорий со статусом национального парка, каким являются горы Рила и Пирин, например”.
Жадность дельцов, неэффективное законодательство и неправильные представления о развитии горного туризма в стране могут безвозвратно испортить пейзаж в разных местах. Об этом бьют тревогу экологи. По их мнению, строительство курортных поселков и гостиниц в самых неуместных местах без изучения рынка (или вопреки представленным данным), уничтожение вековых лесов с целью прокладки трасс для горнолыжных видов спорта и соответствующих сооружений к ним, негативное воздействие от использования пушек для искусственного снега и стихийное строительство площадок для гольфа могут предрешить надолго развитие целых регионов.

Замечательные возможности для зимних видов спорта есть не только в фешенебельных горных курортах, но и в более отдаленных местах

Вот каким видит будущее горного туризма в Болгарии г-н Любомир Попйорданов: «Один из возможных сценариев, для чего есть все условия, это превращение Болгарии в одну из самых дорогостоящих «деревень». Это могут быть села рядом с отличными центрами горнолыжного спорта и бальнеолечения, приключенческие парки, даже тематические, бутиковые и фешенебельные отели. Все это вписывается в наши представления об устойчивом туризме. Но в любом случае делать все нужно с мерой. Пусть приехать в эти места будет нужно не по магистралям, а по хорошо поддерживаемым второстепенным дорогам. В то же время существует и другой сценарий. Он состоит из сотен кубометров бетона, квадратных километров гипсокартона и расположенных чуть ли не впритык рядов гостиниц. В подобных местах никто не захочет отдыхать. Это дорога к полному исчерпыванию ресурса и прекращению полноценного развития болгарского туризма. Болгария, однако, заслуживает первого сценария. Того, который будет основан на качестве, на дорогостоящем поселении, будет предлагать подлинную природу и красоту. И это единственная правильная возможность осуществления устойчивого развития данной отрасли!».

Радио Болгария


Комментарии: 1
3
16 фев 10, 00:06 Чавдар Караджов 0

В штаб-квартире ЮНЕСКО был показан фильм “Вне западни Гитлера”, посвященный спасению болгарских евреев

© Фото: БГНЕС

Проф. Михаэль Бар-Зоар, автор более 30 книг посвятил немало времени и энергии распространению истории морального подвига болгар по спасению болгарских евреев.

По поводу Международного дня в память о Холокосте 27 января в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялся показ документальной кинокартины “Вне западни Гитлера”. Фильм создан по одноименной книге рожденного в Болгарии израильского писателя и историка Михаэля Бар-Зоара, посвященной спасению почти 50 тысяч болгарских евреев в годы Второй мировой войны.

Фильм вызвал восторг многочисленной интернациональной публики в большом зале ЮНЕСКО в Париже. Особенно драматичным и воздействующим способом произведение повествует о не столь популярной в мире истории того, как болгарский народ спас своих евреев. Поезда, на которых тысячи болгарских евреев должны были отбыть в 1943 году в нацистские лагеря смерти, так и не отправились в путь. Распространению истории этого морального подвига проф. Михаэль Бар-Зоар, автор более 30 книг, посвятил немало времени и энергии. “Весь мир должен знать о том, что во время войны, когда все страны, связанные с нацистской Германией или оккупированные ей, отправляли своих евреев на смерть, одно небольшое государство решило спасти их, ‒ рассказывает писатель. ‒ Против депортации евреев восстали абсолютно все слои болгарского народа, предводители православной церкви, даже профашистское большинство в парламенте и сам царь Борис ІІІ, политически связанный с Гитлером. На всех них был оказан огромный нажим со стороны немцев. Но, несмотря на это, ни один болгарский еврей не был отправлен в лагеря смерти в Польше”.

Нашим современникам эта история может показаться невероятной. Поэтому каждый раз, представляя свою книгу и документальный фильм, проф. Бар-Зоар показывает копии документов и записанных свидетельств уцелевших болгарских евреев. По его мнению, моральный подвиг болгарского народа ни в коем случае не является случайностью, а подлинным примером его глубокой сути, которую профессор называет “болгарским духом”. “Это особый менталитет болгар, которые не имеют никаких претензий считать их высшей расой, но и не признают, чтобы их воспринимали низшими, а всегда относятся к остальным людям, как равным. Поэтому, когда нас хотели отправить в лагеря, люди считали нас частью своего народа. Они не делали никаких различий между болгарами, евреями, греками, цыганами и армянами, которые жили совместно в Болгарии в полной гармонии”.

Среди других причин, сделавших невозможное возможным, Михаэль Бар-Зоар указывает на болгарскую Конституцию, которая гарантировала равноправие между всеми гражданами и категорически запрещала любые акты дискриминации. Именно на эти статьи Конституции ссылались болгарские депутаты, отвергая требование Германии о депортации евреев. Но и в этом автор книги “Вне западни Гитлера” видит проявление “болгарского духа”.

“В отличие от других наций, болгары воспринимают все вполне серьезно, например, свою Конституцию. Да, Болгария располагала прекрасной Конституцией. Но не менее справедливой была и Конституция Франции. Когда, однако, стук немецкого сапога стал слышен на Елисейских полях, она была заморожена в холодильнике, тогда как болгары свою Конституцию не забыли. Это становится видным из дебатов в парламенте и переговоров, которые вел его зампредседателя Димитыр Пешев, одна из фигур, сыгравших главную роль в спасении евреев. Приведен был аргумент, что евреи являются болгарскими гражданами, и их нельзя прогнать из страны”.

Другой не менее значимой чертой спасительного для евреев “болгарского духа” является присущая болгарам толерантность. В своем письме Берлину, тогдашний посол Германии в Софии разъясняет, что болгары “нисколько не разбираются в новых современных идеях” и антисемитизм им незнаком. “В этом именно и кроется секрет. Болгария всегда была открытой к другим. Антисемитизм был внесен в Болгарию извне. Убедить болгар в том, что евреи их основной враг, что они наживаются на спине болгар, тогда как большая часть болгарских евреев была даже беднее самих болгар, было не так уж легко. И они не воспринимали эти утверждения всерьез”.

Один из эпизодов документального фильма рассказывает о том, как несколько лет после конца войны, отбывая в Израиль, весь поезд, переполненный болгарскими евреями, пел ностальгическую болгарскую мелодию “Как хорош ты, лес мой... кто однажды на тебя посмотрел, тот всю жизнь о тебе будет жалеть...” Среди эмигрантов в этом поезде был и тогда совсем еще маленький Михаэль Бар-Зоар. “Знаете, мы покидали Болгарию со слезами на глазах. Мы не бежали из Болгарии, потому что она была нам очень дорога. Мы уезжали, потому что болгарские евреи имели сильное национальное чувство и очень хотели построить свое еврейское государство. Однако наша связь с Болгарией была исключительно глубокой и не только из-за нашего спасения, но и по причине всей нашей истории на болгарских землях. Мы прибыли в Израиль, сохранив в своих сердцах огромную любовь к Болгарии, и чувствовали себя не беженцами, а только эмигрантами, что совсем различно. Позднее, когда болгарские евреи группами посещали Болгарию, они не забывали поклониться на могилах патриарха Кирилла и экзарха Стефана, их былых защитников. А когда некоторое время назад Болгария переживала глубокий экономический кризис, мы отправили туда не один и не два самолета, нагруженные медикаментами и прочей помощью. Потому что чувствуем Болгарию своей страной. У нас очень глубокая связь с ней”.

Уже задуман и следующий шаг популяризации спасения болгарских евреев в годы Второй мировой войны – снятие художественной кинокартины, посвященной этим драматическим событиям. Сценарий уже написан, подыскиваются продюсеры и режиссер. Михаэль Бар-Зоар выразил надежду, что через полтора года проект уже будет реализован. “Это должен быть масштабный фильм, его должен снять американский режиссер. Мы намерены привлечь также американского продюсера и несколько звезд мирового масштаба. Кризис нас не остановит”, ‒ категорически подчеркнул проф. Михаэль Бар-Зоар”.

Радио Болгария


Комментировать
2
16 фев 10, 00:03 Чавдар Караджов 0

В Болгарии появилось первое православное онлайн-телевидение

11 февраля в Пловдиве начал работу первый православный телеканал, работающий онлайн. Новое СМИ транслируется на интернет-странице Пловдивской митрополии. В начале была отслужена Святая божественная литургия в храме Святого Харалампия в городе Септември. После богослужения в Митрополитском салоне при храме Святой Петки был официально представлен и новый сайт митрополии www.plovdivskamitropolia.bg
“Это первое телевидение нашей Православной церкви”, - отметил директор нового СМИ архимандрит Арсений в интервью Радио Болгария.
“Новое телевидение – часть медиа-проекта Пловдивской митрополии о диалоге Православной церкви с обществом, ‒ уточнил архимандрит Арсений. – Этот диалог был начат митрополитом Николаем еще по приезде его сюда три года назад. Идея в том, чтобы православный телеканал сделал доступным для широкого круга людей духовную жизнь божьих служителей и мирян в Пловдивской епархии. Одна из идей связана с тем, чтобы установить контакт с молодыми людьми, а интернет – самая подходящая и быстрая связь с ними. Сайт будет на доступном языке для каждого посетителя, который интересуется богословской тематикой, а также учением Святой церкви. Будут представлены интересные темы для всех возрастов и мы, с Божьей помощью, надеемся на успех”.
Инициативу Пловдивской митрополии с радостью встретили болгары за рубежом, которые теперь смогут наблюдать за богослужениями на своем родном языке. Первоначально программа православного телеканала будет включать онлайн-трансляции утренних и вечерних богослужений в разных храмах. Ежедневно будут показываться фильмы из документального цикла “Болгарские храмы и монастыри”. Они будут возвращать зрителей онлайн-телевидения во времена создания очагов болгарской духовности. Постепенно программа телеканала будет заполнена краткими рубриками и передачами, и, в итоге, станет круглосуточной. “Разумеется, будут транслироваться и обращения пловдивского митрополита Николая, ‒ отметил архимандрит Арсений. ‒ Может быть, не случайно, и так допустил Господь, чтобы это случилось как к раз к началу Великого поста (15 февраля). Так коллектив, работающий на телеканале, – богословы, молодые энтузиасты, священники и журналисты под руководством митрополита Николая познакомят молодых людей с Великим постом. Будет рассказано о способе поститься, будет разъяснен и духовный смысл воздержания. Таким образом, постящиеся приобщатся к духовной жизни Святой православной церкви”.
Коллектив онлайн-телеканала пока состоит из 15 человек, но впоследствии он начнет разрастаться с увеличением числа программ. Будет приобщена и группа компетентных священников и богословов, которые ответят на любые вопросы, связанные с церковью. На этом этапе передачи будут касаться самых острых и наболевших богословских тем. В митрополитском храме Святой Марины будет работать специальная съемочная группа, которая будет транслировать богослужения, чтобы за ними можно было наблюдать в интернете. Естественно, такие трансляции не могут заменить присутствия в храме, подчеркивает архимандрит Арсений. “Человек может приобщиться, придя в сам храм, когда прикоснется и участвует в святых таинствах, в интернете же можно увидеть богослужение, но никак не его суть. Храм – единственное место, где можно быть истинно сопричастным. С помощью этой медиа мы пытаемся привлечь и познакомить общество с истинами православной веры. Надеемся, что это поможет и духовному образованию молодых людей и, дай Бог, тому, чтобы в школах было введено православное вероучение”.

Радио Болгария


Комментарии: 1
1
16 фев 10, 00:01 Чавдар Караджов 0

Семеро одного не ждут

В болгарском фольклоре есть свое понимание чисел, которое звучит странно для современного человека.
В одном из фольклорных пожеланий ведется отсчет того, как долго человек радуется крепкому здоровью и долголетию: „До пятого, до шестого, до седьмого года”, вплоть по десятый. А потом счисление вдруг подпрыгивает прямо к полуторастам. Это звучит совершенно нереально, чтобы человек имел крепкое здоровье, дожив до 150 лет. В сущности, подобное пожелание вовсе не фиксирует действительный период времени.
Таким образом, перечисленные цифры теряют свой конкретный смысл. В них символически перечисляются близкие года и затем совершенно символически прибавляется необозримо длительный срок, даже для долголетия. Благословление как бы выходит за границы продолжительности человеческой жизни и как бы ведет к бессмертию. Подобное символическое измерение времени содержится и в поговорке: „Час терпи, век живи”. В ней содержится напутствие о том, что человек должен с терпением переносить тяжелые моменты и преодолевать кратковременные трудности, чтобы потом радоваться долгой и спокойной жизни.

В народной пословице коротко говорится: „Мать пятерых сыновей родила за одну ночь, но никто из них не похож на кого-нибудь из остальных”. Ответ на подобную загадку как всегда очень прост – это пять пальцев. Хотите руки, хотите ноги, но все равно „братья”. И у другой пословицы: „Пятеро друг без друга не могут обойтись” тот же ответ. Есть традиционное убеждение в том, что эта неразрывная братская пятерка всесильна. Она находится в основе каждого человеческого действия. Потому и говорят, что „Старание и труд все перетрут”.

А поговорка „Пять пальцев и Бога покорят” содержит послание о том, что своими руками человек может победить разные невзгоды и сложности в жизни, ниспосланные по воле Божьей. Почему же эта народная мудрость была заклеймена как богохульная и еретическая еще в Средние века? Богословское толкование относится к тому, что человек не может себя ставить превыше Бога. Современный исследователь народного творчества Анчо Калоянов усматривает иную символику в этой всесильной пятерке и не согласен с предыдущим утверждением.

Изображение руки с пятью растопыренными пальцами широко распространено в болгарском пластическом фольклоре – на обрядовых хлебцах, вышивках, украшениях и амулетах для невест и младенцев. Каменные рельефы с той же символикой встречаются на многих археологических памятниках, которые обозначают древние культовые центры. А такое известное в медицине растение, как первоцвет или примула, оповещающее о вступлении весны в свои права, в народе называют „Цветком Иисуса” или „Ручкой Богородицы”.
Все эти примеры свидетельствуют о том, что у руки с пятью растопыренными пальцами есть священный смысл. Он приводит нас к очень древней, дохристианской религиозной обрядовости и преклонению перед пятью верховными божествами. Этот пантеон связывается с созвездием из пяти звезд, которое народ называет „Наседка с цыплятами”. По мнению этнолога Анчо Калоянова, поговорка о пяти пальцах, которым удается справиться с проблемами, посылаемыми Господом, в сущности, имела как раз противоположный первоначальный смысл. Она обозначала пять божеств, которые противопоставлялись Убогу – злонамеренному образу из древней религии, который стремится разрушить установленный космический порядок. Именно из-за этого древнего языческого смысла сия поговорка и была объявлена богохульной для христиан в средние века.

Древний пантеон из пяти божеств оставляет следы в культуре народа еще длительное время после официального принятия христианства болгарским государством в ІХ веке. В народном предании о сотворении мира рассказывается, как пятеро мужчин добираются до конца света, берут по горсточке земли, а она превращается в золото. В другом варианте сказания эта пятерка отправляется в гости к Господу, а он превращает их в ослов на 40 суток, поскольку они встревают в дела Божьи. Древняя божественная пятерка „закодирована” и в широко распространенном мужском имени Петко и ее женском эквиваленте Петкана.
А героями хвалебной песни колядников являются отец Пейо (это производное имя от Петко, т.е. пятеро) и его пять сыновей-воинов. Они так всесильны, что им удается победить и уничтожить пятитысячное царское войско. Об этих богатырях, видимо, и сложена пословица „Пятеро Петко не ждут”. Но в наши дни ее толкование более прагматическое, и в русском эквиваленте звучит как: „Семеро одного не ждут”. Подчеркивается решающая сила группы и ее единодействие. А, если кому-то не удается взаимодействовать с остальными, то он попросту не может быть частью общего успеха. Как все это похоже на современное требование о умении работать в коллективе.

Радио Болгария


Комментарии: 1
6
15 фев 10, 23:59 Чавдар Караджов 0

На этом этапе София не поддерживает выпуска на рынок продуктов из генномодифицированной кукурузы

После заседания Совета по европейским вопросам Болгарии заместитель министра сельского хозяйства Цветан Димитров объявил, что на этом этапе София воздержится от поддержки выпуска на рынок продуктов из генномодифицированной кукурузы. Основной аргумент в поддержку этой позиции – отсутствие достаточного количества данных об испытаниях относительно стабильности, аллергенности и токсичности гибридов. Вот почему Болгария ожидает от европейского органа по безопасности продуктов питания дополнительных исследований и доказательств в отношении 3 досье по генномодифицированным организмам, заявил еще заместитель министра.

Радио Болгария


Комментарии: 1
1
15 фев 10, 23:57 Чавдар Караджов 0
<< < назад вперед > >>
RSS друзей

Поиск по блогу


Последние комментарии

Добро пожаловать в мой блог!
леонид акерман
леонид акерман http://www.proza.ru/2016/11/11/1555

Нанотехнологии – взгляд в прошлое и будущее
Nikolay Kondrashkin
Nikolay Kondrashkin А вообще, Мир прекрасен.

Сотни болгар требуют проведения референдума по вопросу об АЭС “Белене”
Ниночка
Ниночка Интересно, чем все закончилось?