Прогноз погоды

О сайте

  • Надеюсь Вам будет интересно узнать Болгарию глазами очевидца. Думаю, что сайт будет создаваться коллективными усилиями, так как ответы на Ваши вопросы и будут новыми темами - все это можно найти на моем сайте - О Болгарии по - русски и по - болгарски.
  • Хозяин сайта:
    Чавдар Караджов

Отправить заявку

Друзья мои! С удовольствием отвечу на Ваши вопросы по Болгарии. Отдельно можете оставлять заявки на поиски недвижимости в Болгарии.












Голосование


Нравится ли вам Болгария?
 
 
 
 

Блог

<< < назад вперед > >>

Мегалиты – загадка древности

© Фото: Георги Китов

Кромлех (с. Старо-Железаре)

Одни считают, что мегалиты – это святилища языческих богов, другие – что это древние астрономические обсерватории, третьи убеждены, что речь идет о надмогильных сооружениях.

Мегалитические объекты на болгарских землях не перестают привлекать к себе внимание исследователей и более любознательных путешественников. Вы можете их и не заметить, прогуливаясь в лесу или в поле, но эти древние структуры, неподвластные времени, обвеянные ветрами и окутанные легендами, находятся там тысячи лет. До сих пор на территории Болгарии зарегистрированы сотни подобных конструкций. Но предполагается, что их количество значительно больше.

© Фото: Любомир Цонев

Менгиры у Плиски

Почти никто ничего не знает о мегалитах. Эти сооружения из больших каменных блоков, вкопанных в землю, сгруппированные или соединенные без применения строительных растворов, возводились нашими предками на протяжении приблизительно четырех тысячелетий. Подобные образования, дело рук человека, есть только в Европе и Азии. Самые древние датируются ІV тысячелетием до Христа и находятся в Северо-Западной Европе. Мегалиты на территории Болгарии “моложе”.

© Фото: Любомир Цонев

Кромлех в Родопах (с. Долни-Главанак)

По мнению археологов, они были созданы в период с XII по V век до н.э. Но зато их конструкции гораздо сложнее. Мегалиты на болгарских землях двух видов. Вы помните симпатичного героя комиксов Астерикса и его верного друга Обеликса, который повсюду тащил с собой свой любимый менгир, представляющий грубо отесанный каменный блок? В действительности менгиры – прочно вкопанные в землю тысячелетние камни, иногда выше человеческого роста, а иногда расположенные рядом друг с другом. На территории нашей страны встречаются и сотни дольменов – сооружений из каменных плит, прикрепленных с помощью какой-нибудь скальной опоры. Они образуют что-то вроде домика, иногда состоящего из двух или трех помещений. “Нам не известно, кто их создал! Они датируются дофракийским периодом, но также не упоминаются и в греческих летописях”, – утверждает Любомир Цонев из Болгарской академии наук, который долгие годы исследует эти загадочные памятники. Болгарский исследователь порекомендовал нам направиться к Северо-Восточной Болгарии, где находятся развалины Плиски – первой болгарской столицы, основанной в VІІ веке. В окрестностях есть сотни великолепных менгиров, подобных обнаруженным во Франции или Бельгии, которые сохранились в очень хорошем состоянии.

© Фото: Любомир Цонев

Дольмен в горах Странджа (с. Граничар)

“Никто не может сказать, зачем они были созданы, но загадка – перед вашими глазами, – говорит Любомир Цонев. – Некоторые из них – высотой почти метр, другие – выше человеческого роста и торчат в полях. Менгиры могут быть вкопаны и в форме окружности. Тогда мы называем их кромлех. Стоунхендж является кромлехом. В Болгарии, оказывается, есть две такие конструкции. Одна обнаружена в Восточных Родопах в районе села Долни-Главанак, неподалеку от водохранилищ по течению реки Арда. Это, в принципе, прекрасное туристическое направление. Все там очень хорошо организовано. Есть стоянка, информационное табло. В районе находится около 15 таких скальных обломков, вкопанных в форме круга с диаметром 8 м. Другой кромлех был обнаружен покойным археологом д-ром Георги Китовым в районе села Старосел, неподалеку от Четиньова кургана (Южная Болгария). В 30 километрах от фракийского храма с конца V-IV вв. до нашей эры находится село Старо-Железаре. В его южном конце, на поляне в 2002 г. команда д-ра Китова откопала фракийскую гробницу и наткнулась на второй кромлех на территории Болгарии. Он составлен из расположенных по кругу около 20 камней разной высоты. Странно, что нигде в мире такие конструкции не зарывались таким образом. Но фракийцы любили все покрывать гробницами, они иногда строили даже фальшивые гробницы. Вот они покрыли и этот кромлех”.

© Фото: Любомир Цонев

Дольмен в Сакар (с. Хлябово)

Особенно богаты подобными памятниками горы Странджа и Сакар в Юго-Восточной Болгарии. Их вековые леса усеяны дольменами. Интересно то, что некоторые из мегалитических структур ориентированы по направлению к вершинам, увенчанным древним святилищем. В прошлом население гор Сакар верило, что тысячелетние камни обитали духи, а ночью из них выходил огонь. “В этой части Болгарии есть две совокупности дольменов, которые можно посетить”, – уточнил Любомир Цонев. – В горах Сакар близ села Хлябово, в районе Тополовграда, находятся крупнейшие сохранившиеся дольмены в Болгарии. Мы с коллегами поставили в центре села карту. Местные люди называют эти объекты “амбарами” или же “домами драконов”. Это структуры, напоминающие по своей форме домик, но созданные из огромных монолитных плит. Иногда самые простые составлены из одной камеры – т.е. из четырех стен и покрытия, но есть и более сложные, из нескольких “помещений”. Если речь идет о крупнейших, красивых и представительных дольменах, то можно сказать, что их около 10. Тех, которые меньше по размерам, – около 20-30. Самые маленькие дольменные памятники – ниже человеческого роста. Когда-то вся гора была лысой, и дольмены легко распознавались. Но в наши дни, после облесения района, их уже трудно различить”.

БНР


Комментарии: 2
8
14 янв 12, 13:40 Чавдар Караджов 0

Добро пожаловать в мой блог!

Надеюсь Вам будет интересно узнать Болгарию глазами очевидца. Думаю, что блог будет создаваться с колективними усилиями так как ответы на Ваши вопросы и будут новыми темами.Морены на горе Витоша


Комментарии: 1
2
15 авг 09, 15:17 Чавдар Караджов 0

11 мая – церковный праздник Святых Кирилла и Мефодия

11 мая в Болгарии отмечается церковный праздник Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 862 или 863 году Константин-Кирилл Философ создал самую старую болгарскую азбуку – глаголицу. Его оригинальное творческое дело - азбука - точно передавала звуки болгарской речи и была приспособлена к фонетическим особенностям староболгарского языка. С появлением глаголицы было положено начало большому просветительскому и книжному делу Кирилла и Мефодия. В конце ІХ века братья были канонизированы церковью в святые. 11 мая чествуется церковный праздник, посвященный святым братьям, а 24 мая в Болгарии отмечается День болгарского просвещения и культуры и славянской письменности.

БНР


Комментарии: 1
0
12 май 10, 00:20 Чавдар Караджов 0

Нанотехнологии – взгляд в прошлое и будущее

© Фото: архив

Магический квадрат из Лондонского четвероевангелия

С 11 по 13 мая в г. Стара-Загора, Южная Болгария, проводится Второй международный конгресс нанотехнологий под девизом “Древность и прошлое, настоящее и будущее”. Организаторы предлагают более особый, в известной степени эзотерический взгляд на нанотехнологии, которые, по их мнению, знакомы еще с древних времен, и с уверенностью можно сказать, что являются технологиями будущего. В то же время один из дней конгресса будет посвящен рискам, связанным с нанотехнологиями без устранения их возможных отрицательных эффектов. Организатор и хозяин события с болгарской стороны – сообщество “Единение Д.Е.Н.”, цель которого “поиск слабо известных ценностей болгарской культуры и истории, за которыми кроется экономический эффект”. На встрече с журналистами инж. Живко Желев, председатель сообщества “Единение” и компании в области высоких технологий “Кейт”, привел примеры использования нанотехнологий с древности.

“1500 лет назад сабли из дамасской стали покрывали углеродными и алмазными нановолокнами, ими разрезали дерево, камни и вражеские мечи. А в наши дни всего лишь в 2010 г. был запущен первый самолет с углеродно-алмазными волокнами, который вдвое меньше весит и расходует горючее, а также экономит вдвое больше атмосферного кислорода. Еще раньше, 3 600 лет назад, полотна, в которые заворачивали мумии в Урумчи, ткали в форме прямоугольника в соотношении 16/9. А мы только сейчас поняли, что человек воспринимает мир не как “кругозор”, а как эллипс с тем же числом Фибоначчи. И мы начали производить в этом соотношении экраны мониторов, чтобы не испытывали головную боль при работе с компьютером”.

Тему о воздействии этого эллипса представил на конгрессе проф. Барбер из Калифорнии. Его болгарский коллега Христо Смоленов предлагает гипотезу, согласно которой странные инструменты, обнаруженные в Варненском некрополе 5000 лет назад, в сущности, являются инструментами для проектирования и строительства пирамид. Настоящее и будущее нанотехнологий представил немецкий профессор болгарского происхождения Ивайло Рангелов из Наноинститута в Ильменау. А проф. Герберт Клима из Академии холистики в Вене останавливается на проблеме об опасных для человека посторонних эффектах нанотехнологий.

Среди ученых, которые принимают участие в конгрессе, ‒ болгарский профессор Антон Антонов, открыватель способности воды “слышать”, “чувствовать” и воспринимать информацию на наноуровне. Эта теория известна с трудов японца Масару Эмото, демонстрировавшего ее наглядно посредством разных форм снежинок, в которых вода самоорганизуется под влиянием различных звуковых или эмоциональных воздействий, при положительной или отрицательной информации. Проф. Антонов считает, что благодаря этой способности, вода, составляющая свыше 80% человеческого организма, представляет параллельную нервную систему, благодаря которой мы воспринимаем мир на наноуровне.
“Человеческий мозг состоит из около 10 млрд. нервных клеток, нейронов, ‒ напомнил проф. Антонов. – Связи между ними обуславливают всю нашу духовную сущность, процесс мышления, сбор информации. Для сравнения, в одной капле воды весом 5 сотен грамма содержится 150 миллиардов раз больше молекул, чем в человеческом мозге. Можете представить себе невероятные возможности самоорганизации воды, которая составляет 85% человеческого мозга”.

В своей оригинальной системе кодирования, препятствующей фальсификации документов, которая применяется в Германии, например, болгарский инж. Живко Живков использовал на наноуровне принцип т.н. магического квадрата из Четвероевангелия царя Ивана Александра (ХІV век), находящегося в Лондоне. В этом маленьком квадрате название Евангелия можно прочитать в любом порядке в свыше 1 млн. вариантов.

БНР


Комментарии: 3
0
12 май 10, 00:26 Чавдар Караджов 0

Сотни болгар требуют проведения референдума по вопросу об АЭС “Белене”

Сотни людей из разных районов севера Болгарии вышли на мирный протест в Плевене, организованный Инициативным комитетом “Я не отказываюсь от АЭС Белене, а ты?”. Участники протеста настаивают на референдуме по вопросу об АЭС “Белене”. Мэр придунайского города Белене Петыр Дулев заверил, что 100% жителей муниципалитета примут участие в референдуме. По мнению регионального лидера профсоюза КНСБ Янчо Андонова, решение об отказе реализовывать проект является антиполитическим и антиэкономическим, и обрекает на гибель бизнес во всей северной части Болгарии.

БНР


Комментарии: 1
4
23 апр 12, 12:12 Чавдар Караджов 0

В Софии начинается Неделя чтения

© Фото: БТА

Чтение может быть забавным! Под этим девизом проходят первые Недели чтения в Болгарии – между 11 и 24 мая, датами, на которых мы отмечаем церковный праздник Святых братьев Кирилла и Мефодия, сопокровителей Европы, и День славянской письменности и болгарского просвещения и культуры. Это событие – часть платформы современных искусств “София: Поэтики”, а также очередное мероприятие с целью привлечения все большего числа молодых людей к чтению. Международный фестиваль “София: Поэтики”, представляющий поэзию, прозу, музыку, визуальные и сценические искусства, проходит в пятый раз. Он – часть календаря культурных событий Столичного муниципалитета в поддержку кандидатуры Софии на звание Европейской столицы культуры в 2019 г.

Создателем и директором фестиваля, а также организатором Недель является журналист и писатель Ясен Атанасов. Он рассказал, что новая инициатива продлится 14 дней, в рамках которых пройдут свыше 20 масштабных литературных событий под открытым небом на символических для города местах, нестандартных для чтения лекций, таких как бары, например. В них примут участие свыше 100 человек, и все это – с одной единственной целью привлечь более широкую и молодую аудиторию. Другие места - это сквер перед Народным театром имени Ивана Вазова, перед Софийской художественной городской галереей, на площади Славейкова, летней сцене в Борисовом саду и т.д.

“Что касается событий, то я условно разделяю их на три группы. Одна из них – это события, состоявшиеся в минувшие годы, но по той или иной причине, прежде всего, финансовой, уже не организуются, т.е. мы возвращаем к жизни интересные проекты прошлого. Таковы акции “Городские чтения” Камелии Спасовой и Марии Калиновой. В них различные люди встречаются в предварительно указанном месте – сквере, у станции метро, памятника, читают вслух выбранный ими текст на протяжении 5 минут, и затем оставляют то, что они читали, со своими инициалами, в специальной корзине и уходят. Это событие проходит 11 мая, и так, на практике, начинаются Недели чтения. Здесь находят место и так называемые поэтические трубадурские поединки. 19 мая я, Кристин Димитрова и Тома Марков представим наше мероприятие под названием “VIP Poetry – Сила слова”. Речь идет о поэтическом риалити, в котором мы втроем буквально сражаемся при помощи слов и стихов, - рассказывает Ясен Атанасов. – Также реализуется проект журналистки Кати Атанасовой “Лига рассказчиков” – соревнование по рассказу историй перед публикой по предварительно заданной теме. Другое событие, которое следует упомянуть, это самое продолжительное литературное чтение вслух на территории Болгарии. Будет прочтена трилогия “Круглая рыба” Момчила Николова – 985 страниц круглосуточного чтения в столичном баре, которое начнется 14 мая. Участие в нем примут популярные личности и обыкновенные граждане. Для этой цели только следует записаться для участия на странице в Facebook, которая называется “Легко прочитать книгу даже вслух”.

Для того чтобы современная болгарская литература заняла достойное место, она должна быть более агрессивной в контакте с обществом, категоричен Ясен Атанасов. Так он объяснил насыщенную программу Недель чтения.

БНР


Комментарии: 1
6
14 май 12, 14:01 Чавдар Караджов 0

„Расписные невесты не плачут” – документальный фильм о сказочных свадьбах в селе Рибново

© Фото: ТVТ и see.bg

В одном из горных районов на юго-западе Болгарии находится село Рибново, в котором проживают болгары-мусульмане. Время тут словно остановилось, а местное население упорно хранит свои патриархальные ценности, быт и традиции. Решат ли здесь молодые жениться, то свадьба их отмечается как в сказках – три дня и три ночи гости празднуют и веселятся. Об одной такой сказочной свадьбе в селе Рибново рассказывается в документальном фильме телеканала Телевидение Туризм (ТVТ) „Расписные невесты не плачут”. Его автор – журналист "Радио Болгария" Венета Николова. Живописные кадры окруженного чудесной родопской природой села, аутентичная музыка и эмоциональный рассказ, представленные в киноленте, переносят зрителя в неизвестный и даже немного нереальный мир, неподвластный времени.

© Фото: TVT и see.bg

Показ приданого – один из самых колоритных моментов свадебного обряда


„Как только мы прибыли на съемки в село Рибново, на меня сразу произвело впечатление, что это село, расположенное высоко в горах и довольно-таки отдаленное от других населенных пунктов, наполнено жизнью, – рассказывает Венета Николова. – По его крутым улицам непрестанно снуют женщины в пестрых платках, дети, мужчины. Отовсюду доносятся звуки от ударов молотка и строгания долотом, поскольку здесь постоянно кто-то что-то строит. Вдали слышна музыка. Такое оживление не характерно для все больше приходящих в запустение болгарских сел. Наш фильм – это попытка заглянуть в маленький, пестрый, закапсулированный во времени и до известной степени непонятный нам мир местных жителей. Свадебный обряд в Рибново лучше всего выражает мировоззрение и образ жизни этих людей, их чувство принадлежности к маленькому, обреченному рано или поздно „раствориться” в современной действительности сообществу. Судьба жителей Рибново предопределена еще с момента их появления на свет, а этапам в их жизни сопутствуют определенные ритуалы и нормы. Так было 200-300 лет тому назад, так есть и сейчас! Именно эта предсказуемость дает им то чувство стабильности и уюта, которого нам, „современным” людям, так не хватает. Многие из них отправляются на заработки за границу, но при этом все всегда возвращаются домой. А как только в семье рождается девочка, родители сразу начинают собирать ей приданное – все, что необходимо для семейной жизни. Если же появляется мальчик – все усилия направляются на строительство нового дома для будущей семьи”.

© Фото: TVT и see.bg

Идея фильма принадлежит ответственному редактору ТVТ Стояну Радулову, он красиво снят оператором Добрином Керестелиевым. Колоритнее всего – кадры со свадебным приданным. Из дома девушки выносится все, что в течение лет родители собирали для ее нового дома. На специальных высоких лесах, по протяженности всей улицы, вывешиваются пестрые ковры, скатерти, покрывала с длинным ворсом, одеяла... Получается невероятный взрыв цветов и нюансов. На показ всему селу выставляется и предварительно собранная мебель и домашняя утварь для будущего домохозяйства – новая спальня для молодоженов, кухонные шкафы, микроволновая печь, плазменный телевизор... У дома невесты собирается все село. Время от времени зеваки останавливаются возле какого-нибудь ковра или новой мебели, оживленно что-то комментируют и продолжают свой осмотр. Но вот подходит время свадебного шествия, цель которого превратить невесту в „гелину”.

© Фото: TVT и see.bg

Для молодой пары - это самый долгожданный и важный момент в жизни

„Так называют расписных невест в этом крае, – объясняет Венета. – Мать отводит дочь в ее родной дом, порог которого она в последний раз перешагнет девушкой. Вокруг невесты собираются только женщины. Они одевают ее в свадебный наряд, который не как это общепринято белый, а пестрый, насыщенный невероятными оттенками. Девушке предлагают лечь на пол, после чего к ней приходит специальная женщина в селе, которая начинает ее „лепить”. Лицо невесты мажут белым кремом и из разноцветных блесков лепят круги по щекам, лбу и подбородку. Таким образом, невеста становится неузнаваемой. Эта маска, по сути, скрывает ее от мира. Согласно одному из объяснений, маска предохраняет девушку от сглаза, так как в этот переходный момент между девичеством и зрелостью, молодая женщина особенно хрупка и уязвима. В ходе подготовки к съемкам, вместе с продюсером Георги Крумовым мы расспрашивали местных жителей, откуда взялись эти обычаи, что заставляет их так строго придерживаться их, а те всегда давали один и тот же ответ – „Так было и так будет всегда!”.

© Фото: TVT и see.bg

Лицо невест из Рибново покрывается необычайной для этих географических широт маской

Фильм „Расписные невесты не плачут” – это рассказ о закрытом мусульманском сообществе, которое упорно не желает меняться. „Эти люди с гордостью афишируют свою „непохожесть” и старинные обычаи. Но это не означает, что они архаичны или как „реликты”, полностью изолированные от ХХІ века! В отличие от нас, однако, они умеют с легкостью переключаться от традиции к современности. „Рибанцы „впитали” две культуры и это делает их богаче нас, людей глобализированного, унифицированного и стандартизированного мира”.

БНР


Комментарии: 13
6
6 апр 12, 13:23 Чавдар Караджов 0

Год Паганини

© Фото: bg.wikipedia.org

Никколо Паганини родился в Генуе, в Италии, в 1782 году, умер в Ницце, во Франции, в 1840 году. Его дебют перед публикой состоялся, когда ему было всего 9 лет. Первое международное турне Никколо Паганини осуществил в 1828 году, посетив Вену, Берлин, Париж, Лондон. Слава музыканта распространялась из уст в уста, а публика была восхищена его гением.
Параллельно с концертными выступлениями, Паганини работал над созданием своих произведений – их стиль отличался импровизационным характером, столь присущим для исполнителя. Но самым сильным выразительным средством Паганини остается виртуозность, которую он развил за пределами воображения. Паганини навсегда изменил критерии скрипичного искусства, а его произведения стали заветной целью любого исполнителя. По поводу 230-летия со дня рождения феноменального итальянца Никколо Паганини мы предлагаем вам послушать его произведения в интерпретации болгарских скрипачей.

© Фото: Красимир Свраков


«Болгарским Паганини» называют скрипача Эмила Камиларова. В 1961 году он победил на самом престижном конкурсе скрипачей – имени Паганини в Генуе, и имел возможность играть на его любимой скрипке марки «Гварнери дель Джезу». Эмил Камиларов ушел из жизни в 2007 году, но память о нем жива. В 2011 году состоялся международный фестиваль имени болгарского виртуоза. Поводом стало 50-летие со дня победы Камиларова на конкурсе имени великого маэстро Паганини.

© Фото: архив


Другой выдающийся болгарский скрипач и педагог Минчо Минчев – лауреат конкурсов им. Никколо Паганини (Италия), им. Карла Флеша (Англия), Генриха Венявского (Польша). Хотя долгие годы Минчо Минчев живет за пределами Болгарии, он продолжает оставаться ведущей фигурой во множестве культурных событий на родине. Каждый год он проводит мастер-классы, возглавляет жюри международного фестиваля им. Панчо Владигерова, является председателем одноименного фонда.

Скрипач Марио Хосен покорил слушателей своей великолепной техникой и выразительным, бархатным звучанием. Критика единодушна: «Перевоплощение Паганини...». Публика встречала болгарского скрипача бурными аплодисментами в залах «Карнеги-холл» в США, «Концертхаус», «Брукнерхаус» (Австрия) и др. Он сочетал карьеру концертирующего артиста с преподавательской деятельностью в Новом болгарском университете в Софии и Высшей школы музыки королевы Софии в Мадриде.

© Фото: classicfmsofia.com


В 2006 году Светлин Русев объявлен в Болгарии музыкантом года, а союз болгарских композиторов и деятелей танцевального искусства наградил его «Хрустальной лирой». Светлин Русев – преподаватель по классу скрипки в Национальной консерватории в Париже, концертмейстер оркестра Французского радио. Почитатели Светлина Русева в Болгарии имели возможность услышать его недавно на 52-м международном фестивале «Мартовские музыкальные дни» в Русе.

БНР


Комментарии: 1
1
6 апр 12, 13:18 Чавдар Караджов 0

Боянская церковь – памятник под эгидой ЮНЕСКО

© Фото: архив

Болгария представляет на карте мира небольшое пятнышко в восточной части Европы. Но если вы посмотрите на карту всемирного культурного и природного наследия, составленную ЮНЕСКО, то увидите, что эта небольшая территория испещрена зелеными метками. Семь из них обозначают старинные памятники культуры под защитой всемирной организации.

Знаменитая Боянская церковь, сохранившая уникальные росписи 1259 года занесена в этот список в 1979 г. Она расположена в бывшей деревне Бояна, ныне жилрайоне Софии. Если вы когда-нибудь там побывали, то знаете, что это особое место. Многие делятся, что по их ощущениям, оно заряжено сильной энергией, что там они наполняются спокойствием и радостным настроением.

© Фото: архив

Пройдя через небольшие двери храма, исколотые штыками, вы окажетесь в других измерениях, почувствуете радость от соприкосновения с высоким искусством. Для Марианы Христовой-Трифоновой, начальника Филиала “Боянская церковь” при Национальном историческом музее, работа, связанная с храмом, означает гораздо больше.

© Фото: Албена Безовска

“Я и церковь взаимно связаны, – рассказывает она. – Я поступила сюда на работу сразу после окончания университета. В церкви я открыла для себя много нового. Никогда не забуду волнение, которое я пережила в 1977 году. В тайнике в стене на верхнем этаже был обнаружен Боянский псалтырь. Даже глазами несведущего на стенописях можно рассмотреть новые детали. Каждый раз совсем искренне преклоняюсь перед произведениями, которые вижу и оцениваю как исключительно талантливые. В те давние времена художник сумел реалистично передать фигуры людей, животных и предметов. Мастер проявил большое мастерство, не выходя за рамки канона”.

© Фото: архив

Боянская церковь несколько раз подвергалась реставрациям. В 1912 г. австрийский архитектор Йозеф Бала осуществил реставрацию по желанию царицы Элеоноры, супруги болгарского царя Фердинанда. Затем последовало еще несколько этапов восстановительных работ. В них приняли участие многие наши известные мастера-художники. С конца 1976 г. по 2008 г. церковь была закрыта для посетителей.

© Фото: БГНЕС

“В последние годы интерес к средневековому храму значительно возрос, – продолжила свой рассказ наша собеседница. – Интересно, что в 2011 г. посетителей было на 4000 больше в сравнении с предыдущим годом. Может быть, они посещали нашу прекрасную страничку в интернете. В 2011 г. состоялась международная конференция, посвященная 750-й годовщине росписи Боянской церкви. Сборник материалов этой конференции был издан при помощи ЮНЕСКО. Мы сняли 20 видеороликов, посвященных годовщине. Они переведены на несколько языков, в том числе на японский. Интерес к церкви приобрел новые масштабы после обнаружения подписей, о которых предполагается, что принадлежат неизвестным до сих пор художникам. Одного из них зовут Василий, а другого – Димитр”.

Много легенд связано с Боянской церковью. Согласно одной из них, анонимный боянский мастер нарисовал автопортрет. Но оба предполагаемых изображения, о которых упоминается в легендах, являются ликами святых. Ученые уже давно доказали это. Самую популярную историю, однако, невозможно проверить. Местные люди испокон веков утверждают, что Боянский мастер был влюблен в супругу севастократора Калояна Десиславу. Супруги были ктиторами церкви. И действительно, изображение Десиславы поражает красотой и мягкой женственностью.

© Фото: Албена Безовска

Ктиторы севастократор Калоян и Десислава

“Научные исследования Боянской церкви начались еще в конце ХІХ века, – рассказывает Мариана Христова. – Первым исследователем, посетившим и упомянувшим ее в своем труде, это Виктор Григорович – русский ученый, путешествовавший по Балканам в период 1844-1845 гг. Затем о церкви писали чешский ученый Константин Иречек, боснийский исследователь Стефан Веркович... Первая монография, полностью документировавшая стенописи, архитектуру и исторические данные, принадлежит проф. Андрею Грабару. Изданная в 1924 г., она до сих пор является основным трудом, на котором основываются более поздние исследования. Храм действовал до 1954 г., когда он был объявлен памятником культуры национального значения. Позднее, в сентябре 1979 г., на сессии ЮНЕСКО в Египте, он был занесен в список всемирного наследия организации. В церкви есть два пласта живописи – с ХІІ века и с 1259 г., когда была расписана вторая часть храма. Были отдельные фрагменты более поздней живописи – ХІV и ХVІІ веков. Некоторые из них изложены в храме. Окончательная реставрация стенописей была завершена в 2008 г. Изображения, которые можно увидеть (а их более 240), исключительно реалистичны. Они не отличаются сухотой и аскетизмом, характерными для произведений того исторического периода. Изображения Боянского мастера исполнены жизнью. Нет шаблонов, нет повторяемости. Каждый человек или святой изображен как отдельная личность, отличается своим духом и эмоциями, подчеркнутыми выражением глаз, жестами. Например, на фреске «Чудо Святого Николы в море» изображены страх, ужас, просьба, отчаяние. Категорически можно сказать, что ктиторов Калояна и Десиславу рисовали с натуры. Наряду с изображениями царя и царицы – Константина-Асеня и Ирины, они среди древнейших живописных портретов реально существующих личностей, сохранившихся в Болгарии. Портреты насыщены сильным внушением – особенно, образы ктиторов. Несмотря на требования церемониальности одежды, позы и т.д.»

© Фото: БГНЕС

Святой Николай – патрон нижнего этажа, который использовали в качестве общесельского храма. Там изображены 18 сцен его жития, некоторые из них встречающиеся редко в церковной живописи. Уникальных изображений так много, что невозможно упомянуть все. Здесь находится самый древний портрет святого Ивана Рильского, покровителя болгарского народа. Как и единственное в мире, по данным Андрея Грабара, изображение Христа в юношеском возрасте – на фреске «Иисус среди книжников в храме». Верхний этаж, посвященный святому Пантелеймону, был семейной часовней севастократоров (управляющих Софийской области в то время). В результате природного катаклизма еще в Средневековье крыша серьезно пострадала, и большая часть стенописей была безвозвратно утеряна. Ныне посещения храма организуются в специальном режиме. Группы в составе не более 8 человек заходят всего на десять минут. Иногда посетителям приходится подождать. Это прекрасная возможность узнать больше об истории храма. Или же рассмотреть прекрасный двор.

© Фото: БГНЕС

В 1905 г. Фердинанд поставил начало впечатляющей ботанической коллекции, посадив три гигантских секвойи, а также другие ценные растительные виды. В парке экспонированы обнаруженные на его территории каменные подсвечники, мраморные элементы более старых зданий. Там же гробница Элеоноры – супруги Фердинанда. Царица была влюблена в это место. Она понимала, что стенописи исключительно ценные и приложила немало усилий для их сохранения. Элеонора предоставила место для строительства новой церкви и таким образом рассеяла идею разрушить небольшой храм. Колонка для воды во дворе храма сделана известным софийским золотых дел мастером в 1882 г. Как написал даритель, он ее построил «во имя своего душевного исцеления».

БНР


Комментарии: 1
8
27 мар 12, 12:44 Чавдар Караджов 0

Болгария празднует Бабу Марту

Во всем мире люди празднуют приход весны с радостью и надеждой, а в Болгарии, к тому же соблюдаются традиции древних времен.
Если 1-го марта вы будете прогуливаться по болгарским улицам,  навстречу вам попадутся много улыбающихся людей. Но в первую очередь взгляд будут привлекать мартеницы. Так называются традиционные болгарские изделия из ниток. Они повязаны на всех. Даже на кошках и собаках. А в маленьких горных селах ими украшают даже ягнят, жеребят, козлят. Дома также украшаются мартеницами. Продолжение.....

Фаниса Караджова


Комментарии: 1
4
29 фев 12, 20:48 Чавдар Караджов 0

Милкана Йорданова – предприниматель и коллекционер из родопского села Смилян

© Фото: личный архив

Чего только не коллекционируют люди – значки, пивные банки, куклы, книги, марки, монеты... Одна известная болгарская актриса, например, собирает фигурки лягушек. Желание обладать разными формами какого-нибудь предмета, и не важно, какой он, превращается в настоящую страсть, от которой нет избавления. Хочется иметь еще, и еще...

Жительница родопского села Смилян Милкана Йорданова имеет внушительную коллекцию из сотен коров. Деревянные, фарфоровые, плюшевые, они занимают почти всю стену ее дома. Село приютилось неподалеку от границы с Грецией, между городами Смолян и Рудозем. Прекрасная природа привлекает туристов, которые не упускают случая попробовать прославившую этот край крупную смилянскую фасоль, вкусовые качества которой не попробуешь больше нигде. Чем корова – это кроткое домашнее животное, привлекло внимание 57-летней Милканы?


Первый предмет в коллекции Милканы появился не откуда-то там, а аж, из самих Альп. Это подарок Гауденца Руфа, посла Швейцарии в Болгарии с 1995 по 2000 год, который навсегда останется другом нашей страны и страстным поклонником болгарского искусства. В селе Смилян он как-то присутствовал на местном празднике, на котором по традиции выбирается самое красивое животное села, удостаиваемое титула „Мисс Корова”. Праздник является поводом для веселья и хорошего настроения не только для гостей села Смилян, но и для всех его жителей.



Постепенно коллекция Милканы стала пополняться. Гости села, любители родопской природы, останавливавшиеся в ее доме, не забывали спустя некоторое время подарить именно фигурку коровы или какой-нибудь предмет с ее изображением. Так, год за годом, предметы в коллекции Милканы Йордановой достигли внушительной цифры – 450. „У нас есть коровенки почти со всех концов света, например из Америки – одну зовут Бети, другую – Нети, – смеется Милкана. – Буренка, которую мы прозвали „счастливой”, изображена широко улыбающейся, с серьгами в ушах. Есть и Спящая красавица – при взгляде на нее хочется встать в такую же спокойную позу. Каждая фигурка излучает мудрое приятие жизни и спокойствие. Смотря на них, начинаешь сознавать, что не стоит слишком серьезно относиться к себе, лучше проживать эту жизнь спокойнее, не слишком спеша. Коровок-сувениров из Швейцарии у меня семь штук, сделаны они в основном из дерева и очень похожи на настоящих коров – с выменем, рогами, колокольчиком на шее, очень красивые. У некоторых экземпляров во рту букет цветов. По-моему, это знак, что корова любит чистую пищу, особенно наши, родопские коровы. По весне в наших краях зеленеют поляны, и все вокруг превращается в райские сады, тогда ароматные цветы становятся пищей этих животных”.



Почти каждый день мы получаем по почте пакет с сувениром, изображающим это доброе животное, говорит Милкана. Мне очень приятно, что так много людей хотят внести свою лепту. По профессии Милкана экономист. В 1990 году, с началом демократических перемен в стране, ее семья организовала собственный бизнес и полностью изменила образ жизни: „В 1992 году стартовала программа швейцарского правительства по оказанию помощи Восточной Европе, – рассказывает Милкана. – Тогда мы предложили проект сооружения высокогорных передвижных сыроварен, наподобие тех, что есть в Альпах. Но впоследствии ситуация с ликвидацией государственных сельхозпредприятий развилась так динамично, что стад высоко в горах не осталось. Тогда мы открыли сыроварню в селе Смилян, и оно оказалось очень подходящим местом для этого дела. Молоко, которое было исследовано швейцарскими экспертами, оказалось вполне подходящим для производства желтых сыров, так как коровы питаются только сеном с горных полян. Так что, как говорится, все, что ни делается, делается к лучшему. Мне кажется, что когда человек очень сильно хочет что-нибудь сделать, то время и обстоятельства помогают ему осуществить это. В Смиляне мы живем 20 лет, с того дня, когда купили здание сыроварни и начали развивать это дело. Четыре года тому назад реализовали несколько проектов, связанных с сельским туризмом и Смилян превратился в привлекательное туристическое направление. Село давно уже не популярно только благодаря своей фасоли, оно славится и превосходными сырами, которые мы производим как по традиционным болгарским, так и по другим технологиям”.



После обустройства небольшой сыроварни, бизнес стал расширяться – появилась и небольшая гостиница. Здесь посетителям предлагают кроме ночевок и все молочные лакомства, которые производятся на сыроварне.

© Фото: архив

 Милкана Йорданова демонстрирует туристам как приготовить масло в домашних условиях

„В начале, многие друзья говорили мне: „И зачем вы уезжаете так далеко, в провинцию?”, – вспоминает Милкана Йорданова. – Теперь я частенько говорю им: „Это мы в центре, а вы в провинции”. Ведь то место, где человек работает и чувствует себя счастливым и есть для него центр вселенной. Не бойтесь своей мечты, преследуйте ее до конца. Тогда и сны в определенный момент начнут сбываться”.

БНР


Комментарии: 1
4
28 фев 12, 14:16 Чавдар Караджов 0

Многообразная обрядовость Масленицы

© Фото: БГНЕС

Христианский смысл праздника Масленица связывается с началом Великого поста. Истоки других болгарских традиций вокруг этого дня уходят далеко в прошлое – еще в дохристианские времена. Таким образом, празднику сопутствует многообразная обрядовость.

Согласно православному календарю, Масленицу мы отмечаем за семь недель до Пасхи, всегда в воскресенье, в этом году – 26 февраля. Праздник этот также называют Прощеным воскресеньем, а в некоторых районах Болгарии также „Поклади” или „Олелия”. В былые времена ритуалы, приуроченные к празднику, начинались за неделю ранее, в Мясопуст (в этом году мы отметили его 19 февраля), когда в последний раз перед постом на стол ставят мясное блюдо. Неделя между двумя праздниками называется Масленая неделя или Сырная седмица. Она изобиловала разнообразными обычаями и обрядами. С их помощью болгарский землепашец прогнозировал урожайность в текущем году, здоровье и благополучие членов своей семьи.

© Фото: архив


Как в былые времена, так и сегодня, в Прощеное воскресенье молодые обязательно просят прощенья у пожилых, прикасаясь при этом к их правой руке – один раз лбом, затем губами и потом опять лбом со словами „Прости меня!”, а пожилой отвечал „Прощаю тебя, пускай и Господь тебя простит!”. Как правило, в этот день молодые люди наведываются к пожилым, чтобы попросить их забыть былые ссоры. „Каждая ошибка имеет право на прощение!”, говорят болгары. Поэтому в Прощеное воскресенье каждый пытается преодолеть таимую в душе вражду, очистить и освободить душу.

© Фото: БГНЕС

С Прощеным воскресеньем в народе связаны еще два обычая – разведение костров и маскарады. Болгары верили, что разводимый на земле костер разжигает и огонь небесный – солнце, которое весной возрождается к новой жизни. Поэтому в дни вокруг Масленицы совершаются различные ритуалы, связанные с огнем. В некоторых районах юноши забрасывали пылающие стрелы, в других зажигали солому в специальном сосуде, с которым затем шли по кругу.

Обычаи наряжаться в маскарадные костюмы в дни вокруг Масленицы, похожи на традиции других европейских народов. Их цель – прогнать прочь злые силы оглушительным звоном. Это особенно характерно для Дня ряженых (по-болгарски Кукеровдень), который приходится на понедельник после Масляного воскресенья. Участники ритуала – ряженые – одетые в маскарадные костюмы мужчины, с привязанными к поясу бубенчиками-колокольчиками.

© Фото: БГНЕС

Еще на заре в День ряженых на болгарских землях разносился звон, а молодые люди собирались в тайном месте, переодевались в одежды бездетных невест, раскрашивали лица в черный цвет или скрывались за масками. В народе есть одна древняя легенда. Однажды один пожилой мужчина приготавливал маскарадный костюм для своего сына, приуроченный на рождественскую ночь. Всмотрелся отец в маску и вспомнил былую молодость, вспомнил и рассказ своего деда о том, как давным-давно, еще до того как его прапрадед выступал как ряженый, земля болгар была райским садом, который щедро вознаграждал людей за их труд. Все жили счастливо. Ими правил добрый и мудрый владетель, у которого не было жены. Звали его Добродор. Счастью болгарского владетеля Добродора позавидовала дочь владетеля соседнего государства. Звали ее Злияной. Злияна втайне любила Добродора. Однажды даже отправила ему любовный знак, который, однако, болгарский владетель вернул ей обратно, так как у него была своя возлюбленная. Злияна решила отомстить Добродору и воспользовалась силой черной магии, обрекла болгарский народ несчастью – чтоб каждый болгарский мужчина, вспахавший землю, тут же умирал, а за ним умирал и скот, помогавший ему в поле. И действительно, мужчины и животные на болгарских землях начали быстро вымирать. Добродор, свидетель несчастий своего народа, страдал. И вот однажды он обратился за советом к своему отцу. Думал-думал отец и додумался.

© Фото: БГНЕС

Созвал он всех молодых людей в царстве и наказал им снять шкуры с домашнего скота, сделать маски, переодеться в женские одежды (чтобы избежать черной магии Злияны), привязать к поясу колокольчики, выйти в поле, занять место волов и вспахать землю. Молодые люди исполнили наказ пожилого отца Добродора, и им удалось вспахать поле и посеять пшеницу. Узнав об этом, Злияна сильно разозлилась, и сердце у нее не выдержало. После смерти злой колдуньи на болгарских землях вновь воцарилось счастье. Ну, а с тех пор болгары сохранили традицию – переодеваться в определенный день года в маскарадные костюмы.

БНР


Комментарии: 1
3
28 фев 12, 14:13 Чавдар Караджов 0

Сельский туризм в Илиндене

© Фото: Албена Безовска

Вряд ли можно себе представить все, что есть на нашей земле. И каждый раз, уклоняясь от привычной дороги, можно найти что-то новое для себя. Сворачивая в сторону с трассы, нас ожидают удивительные встречи с природой. Одной из таких находок для нас оказалась местность рядом с пограничным контрольно-пропускным пунктом “Илинден” в Юго-Западной Болгарии.

Илинден – так называется и деревня, находящаяся в нескольких километрах от магистрали. Относительно небольшая деревенька расположена на склонах горы Рогач. Расстояние отсюда до города Гоце-Делчев составляет 18 км. Неподалеку есть также курортные поселки, минеральные источники. И, прежде всего, чистая природа и благоприятный горный климат. Чувствуется влияние Средиземного моря. И в этом смысле следует упомянуть, что всего за час езды на машине вы можете оказаться в одном из знаменитых греческих морских курортов.


“Этот район только на первый взгляд кажется оторванным от мира. В эру высоких технологий здесь есть и спутниковое телевидение, и интернет”, – рассказал нам Ангел Юруков. Человек с множеством профессий, развивающий свой собственный бизнес, он – один из тех, кто старается превратить свое родное место в привлекательное туристическое направление. По его мнению, хорошей основой для этого являются экологически чистые продукты, производимые в деревне. Исключительно красивые природные виды и богатая история края также привлекают сюда все больше и больше любителей деревенского туризма. Каждая семья в Илиндене помнит и знает свои корни. А разветвления родословной иногда уводят в дальние страны. Молодые и пожилые представители всех семей собираются раз в год – 15 августа. Это храмовый праздник церкви Пресвятой Богородицы, который веками отмечается и как встреча всех выходцев из деревни.


Когда-то в Либяхово (это старое имя деревни Илинден) проживало около 1900 человек. В 1891 г. болгарский географ, историк и политик Васил Кынчов посетил поселок и описал его вот как: “Вид на деревню Либяхово исключительно красивый. Она расположена на одном из небольших притоков реки Буровица. Над деревней на холме расположены сельскохозяйственные угодья, а ниже – луга. Деревня состоит из 300 домов болгар. С 1870 г. есть и болгарская школа”. Среди самых известных фамилий – Сарафовы, выходцем из которой является болгарский актер Крыстьо Сарафов. Его брат Петр Сарафов – один из архитекторов Софии в 20-е и 30-е годы ХХ века. Арх. Сарафов подготовил в виде дарения план устройства и своего родного села. В последние годы в районе Илиндена проводит изыскания команда экспертов Болгарской академии наук. Судя по археологическим находкам, в районе существовала жизнь еще 5000 лет до нашей эры. Это открытие не удивило местных жителей. Согласно преданиям, в местности Градиште находился город-крепость, с которого римляне наблюдали за караванами, передвигающимися с земель современной Греции к нашим. “Где только я не побывал. Десять лет я жил в бывшем Советском Союзе, затем десять лет в США, но всегда и везде мечтал вновь вернуться в Илинден”, – рассказал нам еще Ангел Юруков.

“Мысль о моей родной деревне никогда не покидала меня. Столько раз я задавался вопросом, в чем состоит эта притягательная сила, которая всегда возвращает меня сюда. До 2005 г. я жил в США – в Нью-Йорке, Чикаго и т.д. В этой большой и столь интересной стране еще больше обострилось желание вернуться на родину. Я решил посвятить себя моей деревне, сделать все возможное для того, чтобы ее красота стала доступной для многих. Мы никогда не делили людей на тех или иных. Но хочу подчеркнуть, что здесь всегда жили люди одного этноса и одной религии. В нашей деревне, как и в нескольких других поселках в районе, находятся корни самых древних болгарских фамилий. Церковь здесь была построена в 1830 г. и еще функционирует. Она расположена на холме, с которого открывается прекрасный вид. Дома – чистые, люди – гостеприимные. Они заняты производством брынзы, кислого молока (йогурта) и других продуктов по старинным семейным рецептам. Стада пасутся на высоте 600-700 метров над уровнем моря. Для каждого жителя Илиндена радость и честь встретить гостя и угостить его плодами своего труда”.

БНР


Комментарии: 4
6
12 дек 11, 18:08 Чавдар Караджов 0

Болгария возобновляет производство автомобилей

Прозрачные стеклянные клетки с шикарными автомобилями внутри привлекают внимание жителей Софии уже несколько месяцев. Любопытство проезжающих мимо водителей и пешеходов вызывают новые модели, которые будут производиться на автозаводе у села Баховица, что в окрестностях города Ловеч, Центральная Болгария. С 21 февраля там стартует работу линия для производства нескольких моделей автомобилей. Для участия в официальной церемонии открытия на завод прибыли премьер-министр Бойко Борисов, члены правительства, дипломаты и эксперты.

Внимание к визитке нового предприятия вызывает возраст его персонала – 19-летние операторы и 25-летние инженеры, которые прошли специальную программу обучения на самом заводе. На данный момент на нем работает 120 человек, но планируется, чтобы до двух лет их число возросло до 2 тысяч, в том числе 400 экспертов из Германии, Японии, Южной Кореи, Китая и Италии. До сих пор в предприятие вложены болгарские и китайские инвестиции в объеме свыше 80 млн. евро, но предусматривается вложение еще около 220 млн. Первоначальный объем производства нового завода составит 50 тысяч автомобилей в год. Готовая продукция будет экспортироваться “на все четыре стороны света“, преимущественно в Европу. Список потенциальных клиентов еще сейчас насчитывает 150 человек. Внимание автолюбителей привлекают 10 тестовых автомобилей, которые выставлены в крупнейших городах Болгарии.


Итак, какие автомобили все же будут производиться на заводе у Ловеча?

Благодаря новому автозаводу, на болгарский рынок появятся автомобили китайской фирмы “Great Wall“. Эконом-класс будет представлен моделью Voleex C 10. Его цена будет всего лишь около 8 тысяч евро с полной комплектацией. Самые дешевые внедорожники модели Hover будут стоить около 14 400 евро, а цена пикапа Steed будет начинаться с 12 000 евро. До конца следующего года на заводе у Ловеча уже будут производиться пять разных моделей. Китайская компания “Great Wall” уже получила типовую лицензию на продажу двух своих моделей на территории ЕС.

Конкурентами Болгарии при определении места базы для производства машин одного из крупнейших китайских автопроизводителей были Россия, Бельгия и Словакия. Бельгия отпала из-за высоких зарплат работников и дорогостоящих земельных участков, россияне потребовали прибыли в размере 5000 долларов на каждую сделанную машину, а Словакия не выдержала конкуренции Болгарии по низкому размеру налогов. Таким образом, нашей стране удалось договориться о реализации одного из крупнейших в Болгарии проектов после 1989 года. К тому же это позволило городу Ловеч восстановить свою славу столицы болгарской автомобильной индустрии.


Как оценивается эта инвестиция, этот проект?

“Это одна из самых значимых инвестиций в болгарскую экономику за последние годы, – считает исполнительный директор Болгарского агентства по инвестициям Борислав Стефанов. – Не только потому, что возрождаются традиции в автопроизводстве, но и потому что она создает новые рабочие места в очень трудный с инвестиционной точки зрения период. Автомобильная индустрия – один из самых перспективных секторов экономики. Потому что создание завода для производства автомобилей является предпосылкой и для развития деятельности субподрядчиков и прочих фирм, обслуживающих эти крупные предприятия. И я уверен, что данная инвестиция приведет к процветанию промышленности во всем регионе города Ловеч”. 

Будет ли спрос на рынке?

“Производимые здесь автомобили такого класса, что они всегда будут пользоваться серьезным спросом. Производители отлично сориентировались на продукцию нескольких секторов – компактных “городских” машин, внедорожников и пикапов. И я думаю, что, несмотря на свернутое потребление, спрос на такие автомобили будет”. 

Каков размер китайских инвестиций в Болгарии?

 “До сих пор, общий объем китайских инвестиций в Болгарию за последние 15 лет, по данным Болгарского народного банка, составил около 50 млн. евро. Серьезная часть из них была реализована в последнем году. Интерес китайских инвесторов, в основном, направлен на сферу энергетики, в частности, на производство энергии из возобновляемых источников. Пока что китайский интерес к отрасли промышленного производства не очень заметен и, поэтому, я рад, что настоящий проект реализуется успешно”.

БНР


Комментарии: 1
6
22 фев 12, 14:20 Чавдар Караджов 0

Музей вина у города Плевен рассказывает древнюю историю виноделия в Болгарии

В Северной Болгарии можно посетить один из немногих Музеев вина в мире. Он и среди самых молодых: был основан в 2008 году и находится в пещере „Кайлыка” близ города Плевен, оставшегося в истории решающей битвой освободительной для Болгарии Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

В галереях пещеры хранятся более 12 тысяч бутылок болгарских вин со всех регионов страны. В музее можно увидеть также и крупнейшую коллекцию старых вин в Болгарии – почти 7 тысяч бутылок с винами возраста от 30 до 100 лет, а также узнать об истории виноделия на болгарских землях.
Почему именно в Болгарии находится один из редких музеев вина в мире? Потому что болгарские земли изобилуют свидетельствами о древней истории этого волшебного напитка еще со времен фракийцев. В древности они были известны, как производители самых лучших вин. В „Илиаде” Гомер рассказывает, как нагруженные вином корабли из Фракии пришвартовывались близ Трои.
В ІV веке до нашей эры и Аристотель упоминает мифические вина из Фракии, которые были столь густыми, что приходилось обязательно разбавлять их водой. Кстати, фракийцы единственными в древности пили вино неразбавленным. Для них оно имело священный ритуальный смысл.

Вылчитрынский золотой клад

„В сущности, вино – в центре всей фракийской культуры и религии, ‒ рассказывает Таня Николова из Музея вина в городе Плевен. – Первым богом вина был фракийский Загрей, хотя более известны его более поздние перевоплощения под именем Дионисий или Бахус. Фракийцы верили, что, отпив волшебного напитка, бог вина вселяется в их душу, и по этой причине они чувствуют себя счастливыми, начинают веселиться, петь и танцевать. Они пили этот эликсир из прекрасных сосудов и были первыми, кто совершенно умышленно смешивали несколько видов вина. Об этом свидетельствует находка из Вылчитрынского золотого клада, представляющая собой три сообщающихся сосуда в форме листьев, каждый из которых, вероятнее всего, содержал различный сорт вина. В этом уникальном сосуде подносили напиток в специальном религиозном ритуале. Вся фракийская культура связана с вином, и невозможно говорить о фракийцах, не упоминая о вине”.

В многочисленных фракийских гробницах на болгарских землях обнаружено несметное количество древних сосудов для вина, чаще всего – из золота и серебра. Самый известный клад – это Панагюрский, который пролежал в земле более 20 веков. Он представляет собой исключительно красивый золотой сервиз с очень богатыми украшениями и орнаментами. Девять предметов из чистого золота использовались для подачи вина или религиозных ритуалов.

© Фото: БГНЕС

Панагюрский золотой клад

Умение фракийцев производить виноградный эликсир передалось и последовавшим за ними славянам и протоболгарам, которые вместе с ними формировали болгарский этнос. О широком распространении вина в эпоху раннего Средневековья свидетельствуют и известные законы хана Крума, один из которых предусматривал суровые наказания за пьянство. Любопытно то, что в ту эпоху было потеряно умение долгосрочного хранения вина. Оно часто скисало, и поэтому молодое вино стоило дороже, чем старое, утверждают историки.

Болгары сохранили свои традиции в виноградарстве и виноделии и в пределах Османской империи (конец ХІV-ХІХ вв.). Одной из причин была та, что они сохранили свою христианскую религию, в богослужебных ритуалах которой важным символом является пролитая кровь Христа. После Освобождения Болгарии от османской власти начался новый восход в виноградарстве и виноделии, с использованием новых современных технологий, существующих уже в Западной Европе.

„Современная история виноделия в Болгарии началась в 1890 году созданием первой болгарской школы виноградарства и виноделия в городе Плевен. В 1902 году появился и первый современный винной погреб на Балканском полуострове, опять-таки в городе Плевен. Там основана и Государственная опытная станция по виноградарству и виноделию, которая в 1903 году переросла в Институт виноградарства и виноделия, пятый в мире. И до наших дней существуют всего 4 других таких института – в России (с 1828 г.), Италии (с 1872 г.), Франции (с 1874 г.) и Венгрии (с 1898 г.). Последовало принятие Болгарии членом Палаты производителей и импортеров качественных вин в Париже”.

В первые два десятилетия прошлого века возникло и несколько крупных винных центров на территории Болгарии – в городах Плевен, Ловеч и Сухиндол в Северной Болгарии. Их, однако, намного больше в южной части страны – городах Пловдив, Пазарджик, Сливен, Стара-Загора, Чирпан и Мелник. Оформились сельскохозяйственные кооперации, по французской модели, как добровольные объединения виноградарей и виноделов.

На ежегодных всемирных промышленных выставках в конце ХІХ и начале ХХ веков Болгария представляла исключительно успешно два основных продукта – розовое масло и вино. В годы коммунизма после Второй мировой войны болгарское вино стало очень известным и востребованным в странах „социалистического лагеря”, но страна переориентировалась к более массовому типу трапезных вин. В данный период Болгария потеряла завоеванные до этого позиции на Западном рынке, до начала 80-х гг. ХХ века, когда снова вышла на эти рынки и заняла позиции на рынках Великобритании, Германии и Японии.

После падения Берлинской стены наступил период срыва в винодельческой отрасли, связанный с проведением не особо удачной земельной реформой, приватизацией огромных винзаводов со времен коммунизма и экономическими сотрясениями перехода к рыночной экономике. Лишь в первые годы нового века болгарское виноделие начало приходить в себя и восстанавливать свои рынки.

© Фото: архив

Сейчас на ситуацию в отрасли виноделия сильно отразился экономический кризис. Появилась новая тенденция – создание небольших фирменных погребов с элитными винами производителей, завоевавших медали на международных выставках и продолжающих славу отечественных вин. Специальное внимание уделяют болгарские виноделы возрождению традиционных местных сортов винограда, как „мавруд”, „широка мелнишка лоза”, „памид”, „сливенска шефка”, „рубин”, „димят”, „мискет”, хотя массово выращиваются и самые распространенные французские сорта – „каберне”, „мерло”, „мускат оттонель”, "совиньон блан”, „шардоне”, „траминер” и др. Выращенные в южной стране, болгарские лозы дают виноград с большой сахаристостью и насыщенными ароматами.

Согласно критериям ЕС, в Болгарии существуют только два виноградарско-винодельческих региона – Дунайский (северный) и Фракийский (южный), разделенные горами Стара-Планина. По традиции, однако, в нашей стране разграничиваются ясно пять более мелких виноградарско-винодельческих регионов. Каждый из них отличается разными климатическими особенностями и соответствующими характеристиками выращиваемых сортов винограда и производимого там вина. В Музее вина близ города Плевен можно увидеть разделенные по регионам типичные для каждого из них болгарские вина. Они расположены вокруг внушительного по размерам, массивного деревянного стола для дегустаций.

По мнению Тани Николовой, два из традиционных болгарских сортов винограда имеют огромный потенциал более значимого присутствия на мировых рынках. Один из них – это „широка мелнишка лоза”, выращиваемый по южной границе с Грецией, из которого производится одно из любимых некогда вин Уинстона Черчилля – Мелникское. Известно, что премьер-министр Великобритании каждый год заказывал себе по 800 литров этого южного красного вина. Другой особо перспективный сорт – „мавруд”, который растет только в районе города Асеновград, Южная Болгария. Вино из этого сорта винограда имеет исключительно высокий потенциал старения.

„Мавруд” – это сорт, из которого производят насыщенное красное вино, очень глубокого, красивого цвета, с отличным содержанием танина и очень высоким потенциалом созревания и старения, ‒ уточняет Таня Николова из Музея вина. – Это одно из вин с самыми сильными антиоксидантными свойствами. Из этого сорта винограда производят сухие, тяжелые вина с ароматом лесных ягод. „Широка мелнишка лоза” – это сорт, вина из которого часто смешивают с напитками из другого сорта более насыщенного цвета, но за счет этого получается вино с продолжительным послевкусием, богатым ароматом и потенциалом старения. Мелникское вино, может быть, одно из самых приятных вин к дичи и ягнятине”.

БНР


Комментарии: 2
4
26 янв 12, 13:28 Чавдар Караджов 0

Дикие уголки природы Болгарии манят туристов

© Фото:   Венета Николова

Места, о которых мы хотим рассказать, вы до недавнего времени не смогли бы найти в туристических справочниках. Их вообще трудно найти, потому что они находятся в самых удаленных и неприступных уголках болгарской природы. Эти райские оазисы среди урбанизированного мира не перестают манить туристов, провоцируя их любопытство и авантюристический дух. Но вот на книжный рынок появился новый справочник – “Путеводитель по диким уголкам природы Болгарии”.

© Фото: Венета Николова


Девственная природа в этих местах вдохновила двух болгар создать специальный путеводитель по ним. В течение 15 лет журналистка Оля Стоянова и ее супруг, фотограф Живко Джагов, исходили вдоль и поперек всю страну, путешествовали автостопом, ночевали в палатке, карабкались по неприступным скалам, спускались в глубокие пещеры, размещались в позабытых временем селах. Таким образом, они “коллекционировали” дикие уголки и накопили уникальные впечатления, которыми теперь делятся с нами.

 

© Фото: Венета Николова

Оля Стоянова с "Путеводителем..." в руках

Болгария – это не только Рильский монастырь (который находится под эгидой ЮНЕСКО), это не только средневековая крепость Царевец или болгарское Причерноморье. Долгое время туризм в нашей стране развивался по шаблонам. Но достаточно отклониться от главных путей, и вас тут же ожидают незабываемые встречи, новые истории, ‒ рассказала Оля. ‒ В сущности, самое интересное в этих местах, это не то, что их невозможно найти на карте, а встречи с людьми, с их аутентичным бытом, которые там вас поджидают. По-моему, именно такие уголки помогают нам спастись от серости и монотонности повседневной жизни. Слои размещаются, начинаем воспринимать жизнь под другим углом. О многих из этих местностей болгары почти ничего не знают. Кто, например, подозревает, что неподалеку от села Байлово, которое расположено в 20 км от Софии, находятся прекрасное фракийское святилище и туфовые пещеры, в которых изображены около сотни огромных солнечных дисков. Согласно одной из версий, это была древняя астрономическая обсерватория с календарем с фазами луны. Согласно другой версии, эти пещеры имели ритуальное предназначение. Кроме того, в некоторых из них раньше были рисунки, выполненные из гуано (экскрементов летучих мышей). Считается, что они были нарисованы за 3 тыс. лет до н.э. До этой пещеры даже тропинки нет. Мне очень нравится также карстовое плато у села Карлуково (в Северо-Западной Болгарии), которое в народе связывают, чаще всего, с местной психиатрической больницей. Но, в сущности, весь район изобилует пещерами – их более 300. Есть скальные мосты, башни... Природа в этом районе проявила завидное воображение. Интересно то, что как раз против Дома спелеологов находится психушка. У нас есть друзья-спелеологи, которые рассказали нам следующую забавную историю. Однажды они возвращались из какой-то пещеры – грязные, неся с собой канаты, сиденья и прочий реквизит. Когда спелеологи проходили мимо психиатрической больницы, они помахали рукой ее веселым обитателям, а те крикнули им вслед: “Вы с ума сошли!”.

© Фото: Венета Николова


Посещение диких уголков природы Болгарии – это настоящее приключение, полное сюрпризов и интересных встреч. Но как же авторы книги находили их?

“15 лет назад было гораздо сложнее, ‒ рассказала Оля. – Но уже есть Интернет, там люди делятся информацией. А раньше мы ориентировались, благодаря нашим собственным исследованиям или информации друзей, которые посетили какую-нибудь пещеру или взбирались по горным массивам. Так мы обнаружили прекрасную местность – Боженски Урвич. Природа Болгарии исключительно разнообразна. Стоит только свернуть с дороги, и вы можете оказаться в девственном, невероятно красивом уголке”.

© Фото: Венета Николова


А может ли найти место для ночлега турист, решивший посетить эти удаленные от цивилизации места?

“Несколько лет назад, когда мы впервые повели с собой нашего старшего сына (а ему тогда было два месяца), мы ночевали в палатке, ‒ вспоминает Оля. – Теперь, спустя 14 лет, мы себя сами спрашиваем: “Ну, как же мы решились на такое???”. А когда сыну исполнилось 3 года, мы повели его с собой на вершину Мургаш (1687 м, в западной части гор Стара-Планина). Мы всегда ночевали в палатке, а иногда и без палатки. Теперь уже ситуация немного изменилась. Приведу вам один пример. Село Полска-Скакавица, которое расположено неподалеку от г. Кюстендил, совсем небольшое. Близ него есть прекрасный водопад по течению реки Струма. Есть ли жизнь в этом селе, можно понять лишь вечером, когда местами видны огни. Как раз над водопадом есть четыре-пять домика. В прошлом году мы очень удивились, узнав, что один из них стал гостевым домом”.

БНР


Комментарии: 1
9
22 янв 12, 18:09 Чавдар Караджов 0

Больше средств на рекламу в области туризма в 2012 г.

© Фото: Венета Николова

Болгария инвестирует около 11 млн. евро на популяризацию туризма в 2012 г. Это приблизительно на 2 млн. евро больше в сравнении с 2011 г. Рост связан, в основном, с проектами, финансированными по линии Оперативной программы “Региональное развитие”. Идея состоит в утверждении наших позиций на уже разработанных рынках, но также привлечении путешественников из более нетрадиционных для болгарского туризма стран.

По данным Министерства экономики, энергетики и туризма, с января по октябрь 2011 г. Болгарию посетили 5 млн. 800 тыс. зарубежных гостей, что на 4,4% больше в сравнении с предыдущим годом. Бесспорно, хорошие результаты являются следствием успешной рекламы. Если в 2011 г. для данной цели было выделено около 9 млн. евро, то на следующий год предусмотрена сумма в 11 млн. евро. От этой суммы около 4 млн. евро обеспечены из госбюджета, остальные средства поступят из еврофондов. Министерство экономики, энергетики и туризма сделало ставку, прежде всего, на рекламу за рубежом. В этом отношении панъевропейские телеканалы оказались прекрасным способом популяризации возможностей для отдыха и развлечений в Болгарии. Более 175 миллионов зрителей во всем мире смотрели рекламные клипы о Болгарии в этом году. Они показывались по самым популярным европейским и мировым телеканалам – Euronews, Eurosport, National Geographic Channel и Discovery Channel.

© Фото: Венета Николова

Реклама за рубежом делает ставку и на культурном туризме

Министерство экономики и туризма собирается повторить свою рекламную компанию по вопросным телеканалам и в течение следующих 12 месяцев. Акцент будет поставлен не только на морском туризме и низких ценах туристических пакетов, но и на различных других видах туризма, таких как культурный, сельский, экологический и СПА-туризм.

© Фото: Венета Николова

Послание рекламных клипов состоит в том, что наша страна представляет собой невероятное сочетание между прошлым и настоящим, на ее территории находятся культурно-исторические памятники разных эпох наряду с современными курортами, дикой природой, самобытным фольклором и возможностями для незабываемых приключений.

Реклама болгарского туризма, однако, строится не только на средства из еврофондов. Хорошим примером этому является инициатива “Травел ТВ”. При помощи спонсоров болгарский телеканал готовит национальный видеокаталог “Это Болгария”, который будет рекламировать родной туризм на 6 языках. Для этой цели было снято 13 фильмов на разную тематику, которые будут показаны в эфире, но также будут распространяться на дисках в стране и за рубежом. “Мы хотим представить людям разные лица Болгарии”, ‒ сообщил Румен Димитров, исполнительный директор “Глобус медиа групп”, частью которой является вопросный телеканал. ‒ Мы расскажем об архитектуре, минеральных источниках, вине, истории, быте и культуре болгар. Таковы темы, которые лучше всего характеризуют нашу страну, как место под солнцем, которое поцеловал Господь Бог, красивое, с тысячелетней историей, различными пластами цивилизации. Наш каталог распространяют и миссии Болгарии за рубежом. Это частный проект, но мы пользуемся также логистической поддержкой различных государственных и муниципальных институтов, в том числе Министерства экономики, энергетики и туризма. Видео-каталог будет представлен и евродепутатам 24 мая в Брюсселе в связи с Днем болгарского просвещения и культуры. Мы хотим, чтобы как можно больше людей во всем мире узнали о нашей стране, у которой есть что предложить любознательному туристу”.

© Фото: Венета Николова

В фокус заграничной рекламы попадают и более нетрадиционные формы отдыха как гольф, рыбалка, орнитологический туризм, фотосафари и др. Для данной цели в настоящий момент печатаются около одного миллиона брошюр, значительная часть которых будут раздаваться во время наших участий на туристических ярмарках в Берлине, Лондоне, Москве и т.д. В поисках новых рынков и таких с неиспользованным потенциалом Министерство экономики планирует также проведение так называемых целевых кампаний в отдельных государствах. Речь идет, прежде всего, о таких странах как Румыния, Украина, Швеция, Польша. Следует отметить, что если раньше румынские туристы предпочитали отдыхать преимущественно на северном болгарском побережье, то в последнее время все чаще они бывают и на южной части, а также в горнолыжных центрах Болгарии. По мнению наблюдателей, Польша и Украина – среди государств с самым большим потенциалом клиентов болгарских морских курортов.

Ведомство собирается провести масштабную рекламу болгарского туризма и на внутреннем рынке. Идея в том, чтобы наши соотечественники поддержали родную экономику, выбирая Болгарию как место для своего отдыха.

БНР


Комментарии: 2
5
28 дек 11, 12:59 Чавдар Караджов 0

Волжская Болгария – все более знакомая и близкая современным болгарам

Сочетавшая богатство множества культур, Волжская Болгария – одно из давних географических и исторических государственных формирований, которое в последние годы пробуждает интерес ученых. Один из них – доктор Георги Владимиров, который представил в Софии свою новую, богато иллюстрированную книгу „Волжская Болгария и Казанское ханство: предания и легенды народов Среднего Поволжья”.

„До недавнего времени для болгарского читателя Волжская Болгария была просто экзотичной реалией Средневековья, – рассказывает автор. – Лишь в последние годы о ней заговорили чаще. В сущности, современный Татарстан – это территориальный преемник тогдашней Волжской Болгарии, о культурном наследии которой спор ведут несколько этносов – нынешние татары, чуваши и башкиры. Каждый из них имеет свой вклад в эту пеструю палитру, которую представляла собой Волжская Болгария в эпоху Средневековья”.

Возникшая в бассейне Среднего Поволжья в конце ІХ – начале Х веков, Волжская Болгария превратилась в средоточие различных культурных традиций, так как играла роль важного торгового пункта на Великом шелковом пути. Болгары там смешались с угро-финскими народами, а в начале Х века с целью консолидации они приняли либеральный среднеазиатский ислам.

Из-за своего стратегического положения, в ХІІІ веке Волжская Болгария подверглась нескольким нашествиям монгол, а позднее попала под их власть в рамках Золотой орды. После распада Волжской Болгарии традиции, которые болгары установили в регионе, можно заметить и проследить в Казанском ханстве, которое возникло в середине ХV века и просуществовало до середины ХVІ века, когда было уничтожено воинами Ивана Грозного. Таким образом, формированная волжскими болгарами культурная модель просуществовала в течение веков, вопреки историческим перипетиям.

„Именно поэтому я решил озаглавить книгу „Волжская Болгария и Казанское ханство: предания и легенды народов Среднего Поволжья” – отмечая начало и конец одной культурной модели. В каждой из легенд сохранилась историческая память о восходе и падении Волжской Болгарии”, – обобщает автор.

Эти предания пополняют отсутствующие исторические источники, рассказывая нам о прошлом. Подобный тип альтернативной истории предлагает неожиданно удачные ответы на, на первый взгляд, трудные для разрешения исторические вопросы.
„В этих легендах читатели встретят и очень популярные элементы болгарской мифологии, как, например, миф о замуровывании в стену человека или его тени, чтобы дом или мост были прочными, – рассказывает д-р Владимиров. – Я имею в виду очень известную легенду, в которой рассказывается, как при построении города Казани великий маг рекомендовал тогдашнему владетелю зарыть человека в основание будущего города, дабы он просуществовал долгие века. Но так как первым человеком, кого увидели (а именно его должны были замуровать), был сам принц, строители сжалились и зарыли в основание будущего города собаку. Когда владетель узнал об этом, он обрадовался, потому что его родной сын остался живым, но в то же время загрустил, так как усмотрел в этом знамение, что город не просуществует долгое время, и рано или поздно окажется в чужих руках”.

Исследования доктора Георги Владимирова – результат отличного сотрудничества с учеными и академическими институтами Республики Татарстан. Ему принадлежит и идея организовать международную научную встречу по вопросам Волжской Болгарии на территории нынешней Болгарии.

БНР


Комментарии: 2
7
21 дек 11, 17:53 Чавдар Караджов 0

Как и где намереваются болгары отметить праздники Рождества и Нового года

© Фото: Венета Николова

Снеговые машины на зимних курортах работают на полный ход. Н праздники ожидается еще больший наплыв туристов.

Совсем немного времени остается до Рождества и Нового года. Праздничное настроение витает весь декабрь, как только зажглись огоньки на установленной в центре Софии 17-метровой елке. Торговцы поспешили украсить витрины гирляндами, дед-морозами и снегурочками еще с середины ноября, напоминая, что пора подумать о праздничных покупках и о том, где и как отметить Рождество и встретить новый 2012 год.

Конец года – пиковый сезон для ведущих болгарских горных курортов


Запоздавшая зима может довести до уныния и самых увлеченных лыжников. Но несмотря не необычные для сезона высокие температуры и отсутствие снега, самые нетерпеливые уже собирают вещи перед поездкой на высокогорные курорты Болгарии, где снеговые машины работают на полный ход. С начала декабря отели стали заполнять туристы. Самое большое оживление ожидается на праздники. Чтобы привлечь все еще колеблющихся клиентов, работающие в сфере туризма рассчитывают на свои предложения “last minute”, особенно привлекательные, так как иногда стоимость турпакетов снижается до 50%. Многие, однако, предпочитают планировать свои праздники, минимум, за месяц и делают заказы еще в конце ноября. Праздничные турпакеты включают от 2 до 4 ночевок с завтраками, праздничный ужин с живой музыкой, а в некоторых случаях и проездным для подъемников. Конец года – пиковый сезон для ведущих болгарских горных курортов Боровец в горах Рила и Пампорово в горах Родопы и, особенно, Банско в горах Пирин, который был определен наиболее быстро развивающимся лыжным курортом в Юго-Восточной Европе.

«Определенно интерес к этим курортам в данный момент слабее, чем в прошлые годы, – отметила Наталия Калайкова из столичного туроператорского агентства. – К сожалению, отели не снизили цены в сравнении с прошлыми сезонами и это как будто отражается на спросе. В данный момент заказываются самые дешевые варианты. В то же время, в сравнении с прошлыми годами, намного лучше продается период между Рождеством и Новым годом, а также неделя после Нового года. Тогда цены ниже, чем в праздничные дни, что определяет интерес клиентов».


Не только лыжные курорты Болгарии, но и небольшие горные селения ожидают с нетерпением гостей на праздники. Оказывается, все больше туристов предпочитают романтику болгарских сел и гостеприимство небольших гостевых домов безликой атмосфере крупных гостиничных комплексов. Уединиться с близкими людьми в праздничные дни среди девственной природы, наслаждаясь домашним уютом и вкусными сельскими яствами, – лучшая альтернатива для многих болгар и иностранцев. Все больше небольших курортных поселений располагают своими лыжными спусками и подъемниками, так что возможности для зимних видов спорта достаточно, был бы снег. Интересом пользуются в последние годы прогулки на снегоходах, езда верхом в снег или еще более экстремальные предложения скалолазания по льду водопадов и обледеневшим стенам в горах Рила и Стара-Планина. Рибарица, Копривштица, Бели-Искыр, Говедарци – это, по словам Наталии Калайковой, самые популярные места для праздничных дней. По ее оценке, заказы в этих уютных местах для отдыха идут лавиной. За приличную сумму можно нанять виллу целиком, с красивым камином и хорошо обустроенной кухней со всем необходимым для того, чтобы приготовить себе праздничный ужин. Популярны села Арда, Могилица, Триград, Борино и еще несколько селений в средней части гор Родопы, которые традиционно заполняются гостями в конце года. Лыжи и сноуборд, осмотр близлежащих пещер, прогулка на фаэтоне, фольклорные ужины и дегустации местных домашних фирменных блюд – часть предлагаемых хозяевами «изюминок».


Хит этого года – праздничные турпакеты в приморских болгарских отелях. Самый большой наплыв отмечается на северное побережье Черного моря. В интернете есть большое разнообразие оферт на праздники на болгарских курортах. Из местной ассоциации отельеров и рестораторов хвастают, что заказы идут полным ходом. Около 12% турпакетов закупили румыны, которые традиционно отдыхают на северном болгарском побережье. Варна, Балчик, Каварна и Кранево готовятся встретить своих многочисленных гостей зимними пейзажами, одинокими пляжами и развлекательными программами в ресторанах. По всему видно, что предстоят насыщенные эмоциями и приятными сюрпризами праздничные дни.

БНР


Комментарии: 2
1
20 дек 11, 14:03 Чавдар Караджов 0

Религиозный туризм в г. Чепеларе и его окрестностях

© Фото: БГНЕС

Все гости Болгарии удивляются ее уникальному культурно-историческому наследию и множеству артефактов разных периодов на всей территории страны. Особенно благодатным в этом отношении является район окутанных легендами и мистикой гор Родопы. На территории этой части Болгарии находится множество древних святилищ, старинных монастырей и мусульманских храмов. Любители религиозного туризма посещают курортный город Чепеларе, который зимой привлекает любителей горнолыжного спорта. А в окрестностях города есть часовни, церкви и мечети. Здесь христианство и ислам сожительствуют спокойно.

© Фото: БГНЕС

В 30-е годы ХІХ века, во времена пятивекового османского владычества на болгарских землях, турецкая власть предоставила больше свободы местному христианству исповедовать свою религию. Тогда в Родопах началось усиленное строительство христианских храмов на основах древних, полуразрушенных базилик и святилищ. Менее чем за три десятилетия в средней части Родоп, где находится г. Чепеларе, построено множество церквей и монастырей. В эпоху болгарского Возрождения здесь был построен культурно-просветительский центр, а местные храмы, при которых функционировали школы, поддерживали дух и веру болгарина. В наши дни около 15 часовен в окрестностях Чепеларе привлекают местных жителей и туристов, ищущих уединение. Старинные храмы с ценными иконами и церковной утварью вы можете посетить и в близко расположенных селах Павелско, Хвойна, Орехово и т.д.

© Фото: www.chepelareinfo.org

Церковь Святого Атанаса

Мы также рекомендуем вам посетить церковь Святого Атанаса в самом городе Чепеларе. Она была построена всего за 40 дней добровольным трудом местных жителей. „Мечта о христианском храме окрыляла наших предков строить не только руками, но и сердцем”, – писал в своих воспоминаниях местный краевед Васил Дечев. Великолепный иконостас храма Святого Атанаса из дерева – дело рук неизвестного мастера. Во дворе церкви находилась самая старая школа во всей округе. Поднявшись по ступенькам храма и переступив порог Божьего дома, вы почувствуете очарование совершенно иного мира. Вы окунетесь в тишину, которая заставит вас всмотреться в себя. Скромный музей дает возможность узнать немного больше об истории церквей и часовен по течению реки Чая, которая прокладывает себе дорогу среди красивых родопских склонов. Вот что рассказал приходский священник Станимир Минков: «Я чувствую здесь себя как в моем родном доме. Мне очень дорог этот храм. Переступаю его порог со смирением, с сознанием, что это дом Божий. У церкви богатая история. Замечаю, что интерес к ней в последнее время увеличивается. Сюда приезжают не только болгары, но и группы иностранных туристов. Им здесь нравится. Стенописи очень интересные, полностью в духе эпохи Возрождения, и показывают душевность болгарина того времени».

© Фото: www.chepelareinfo.org

Храм Успения Богородицы

Гостям г. Чепеларе обязательно следует рассмотреть и храм Успения Богородицы, который был построен в 1866 г. В маршруте любителей религиозного туризма неизменно присутствует и расположенное в близости от Чепеларе село Павелско, где находится церковь Вознесения Господня с 1835 г. Храм – трехнефный, с массивными каменными колоннами, а в 1894 г. в его дворе построили семнадцатиметровую колокольню, самую высокую в средней части гор Родопы.

В районе есть прекрасные возможности для отдыха. Туристы размещаются в местных гостевых домах, где их встречают с улыбкой и вкусными домашними блюдами.

БНР


Комментарии: 2
3
14 дек 11, 13:50 Чавдар Караджов 0
<< < назад вперед > >>

Поиск по блогу


Последние комментарии

Добро пожаловать в мой блог!
леонид акерман
леонид акерман http://www.proza.ru/2016/11/11/1555

Нанотехнологии – взгляд в прошлое и будущее
Nikolay Kondrashkin
Nikolay Kondrashkin А вообще, Мир прекрасен.

Сотни болгар требуют проведения референдума по вопросу об АЭС “Белене”
Ниночка
Ниночка Интересно, чем все закончилось?