Из села выходит, стадо зовет... | О Болгарии по - русски и по - болгарски Прогноз погоды

О сайте

  • Надеюсь Вам будет интересно узнать Болгарию глазами очевидца. Думаю, что сайт будет создаваться коллективными усилиями, так как ответы на Ваши вопросы и будут новыми темами - все это можно найти на моем сайте - О Болгарии по - русски и по - болгарски.
  • Хозяин сайта:
    Чавдар Караджов

Отправить заявку

Друзья мои! С удовольствием отвечу на Ваши вопросы по Болгарии. Отдельно можете оставлять заявки на поиски недвижимости в Болгарии.












Голосование


Нравится ли вам Болгария?
 
 
 
 

Из села выходит, стадо зовет...

развернуть

© Фото: БГНЕС

„Из села выходит, стадо призывает...” – так припевали девицы на Гергевдень, пока вынимали из котелка с цветочной водой очередное кольцо... Таким образом, девица, чье кольцо вынимали, узнавала, что ей суждено выйти замуж за пастуха. В народных песнях, однако, нередко встречается и предупреждение, что девица, полюбившего пастуха, не будет счастливой. Ведь пастухи не знали ни праздников, ни ярмарок. Летом они поднимались со своими стадами высоко в горы, а зимовали опять с ними в полях. Ужинали, жуя сухой кусок хлеба, а единственным их одеялом нередко бывало небо, дружили они только со своим кавалом, да со своими злыми собаками. Еще ранней весной пастухи уводили свои стада к горным пастбищам, и никто из их родственников не знал, вернутся ли они обратно и когда. Грустная песня рассказывает о пастухе, заболевшем тяжело высоко в горах, где о нем заботились одни орлы-побратимы.

Пока пасли своих овец в далеком лесу и по горным вершинам, пастухи нередко оказывались на лугах, на которых до них никто не бывал, где росли целебные травы, применяемые в магиях таинственными лесными самодивами. Нередко какой-нибудь пастух влюблялся в такую самодиву или даже в мифическую змеицу. О таких сверхъестественных встречах повествуют многие народные баллады. Пошла старая матушка к своему сыну пастуху Стояну и сильно встревожилась его видом – лицо его стало желто-зеленым, выдавая, что он страдает то ли страшной болезнью, то ли тяжким горем. Начала она его расспрашивать, да признался он матушке, что ни болезнью болеет, ни горем страдает, а все потому, что влюбилась в него Деница Змеица. Каждый вечер к нему приходила, собак и овец гнала, да его во сне обнимала. Подучила матушка Стояна, чтобы спросил он у Деницы Змеицы о травах магических для наведения ненависти и разлуки, потому что турок сестру его полюбил, и семья не знает, как ее от него спасти. Так и спросил Стоян у Деницы Змеицы, да поверила она ему и рассказала о травах магических, ненависть вызывающих. Вот и набрал этих трав пастух Стоян, обмылся их волшебным настоем, да нашел спасения от своей волшебной любимой, которая у него всю силу выпивала.

Фольклорные песни и сказки повествуют всевозможные истории о силе и способностях пастухов, но есть одно умение, которое доступно лишь предводителям овечьих стад, а именно – магическая игра на кавале. В одной народной песне поется о пастухе, который уснул и потерял свое стадо. Проснувшись, он отправился искать его. Шел пастух, шел до тех пор, пока не дошел до того места, откуда солнце восходит. „Солнышко ты ясное, – спросил пастух, – ты греешь с высока и видишь в самую даль, скажи, не видело ли ты мое стадо?”. „Не видел я его, – ответило ему Солнышко, – но пойди спроси у месяца, он ночью греет, может он твое стадо видел”. Пошел пастух к Месяцу, но и Месяц ответил, что его стада не видел. Наконец пошел пастух к звезде Зарнице. „Звездушка, Зарница ясная, ты греешь и днем, и ночью, не видела ли ты стадо мое ”, – спросил у нее пастух. „Видела я его, – ответила ему Зарница. – Твое стадо перешло через реку Дунай, аж во Валашскую землю, там валахи разделили его между собой на 70 частей, только барана твоего с белым руном и позолоченным колокольчиком не смогли разделить, да еще из-за него спорят. Пойди ты к белому Дунаю и сыграй на своем медном кавале, чтобы услышало тебя твое стадо”, – ответила ему Зарница. Послушался пастух Зарницы, пошел к большой реке, да заиграл на своем кавале. Вот и услышал его баран и повел все стадо обратно к пастуху.

В другой песне поется о пастухе, которого несправедливо обвинили в разбойничестве и бросили в темницу. Попросил тот пастух у своей матери, чтобы она ему кавал принесла, вот и заиграл он на кавале этом из своей темницы. Услышали игру его бараны и спустились к нему, начали рогами своими в ворота темницы биться, копытами порог стали рыть. Почудились стражники, что делать, а их воевода отсудил: „Не разбойник же этот человек, а пастух, ведь только пастух может играть так”, – вот так и вернул себе свободу пастух.
В народных песнях на пастушьей тематике, нередко поется об уговорах между пастухом и лесной мифической самодивой. Как случится, чтобы стадо попало на пастбище с самодивской травой доселе нетронутой или чтобы выпило холодной воды, доселе не питой, их разгневанная хозяйка сразу же появлялась, требуя возмездие или выкуп от пастуха. Вот и доходило дело до уговора. Пастух играть будет, а самодива танцевать, и если пастух первым устанет, то самодива погубит его. Долго пастух играл, а самодива танцевала и никто не сдавался. Вдруг, однако, на землю роса выпала и дождик мелкий пошел, да у самодивы крылышки промочил. Отяжелели от дождя крылышки у самодивы, утомилась она, да уговор проиграла.

© Фото: БГНЕС


Все мы привыкли, что пастухами одни мужчины становятся. Но в фольклоре нередко рассказывается и о женщинах-пастушках. Была такая девица Магда, которая была хитрой как дьявол. Притворилась она больной, прилегла на коленях у своей матери и, таким образом, сумела забрать у нее ключи от отцовского богатства. Забрала она отцовские деньги и первым делом пошла к цирюльнику, чтобы постричь свои русые волосы и мужчиной притвориться. Потом купила себе стадо из 500 овец и повела его к горным пастбищам.

Другая же девица, Тодорка, переоделась в мужскую одежду и стала во главе целых девяти больших стад вместе с двенадцатью пастухами. Девять лет она вела их, и никто не догадался, что во главе им стоит женщина. Наконец-то самый молодой пастух усомнился и уговорил остальных пастухов, чтобы испытать своего предводителя. Вот и отвели пастухи Тодорку на базар, где продавались кавалы медные и прялки пестрые, чтобы посмотреть, что ей первое понравиться. Тодорка, однако, была хитрой – сначала кавал себе купила, а потом и прялку пеструю, пояснив, что намеревается дарить ее своей сестре, так чтобы никто не усомнился бы.

В другой древней сказке говорится о том, как девица-пастушка царицей стала. Когда-то, давным-давно, царь издал такой приказ: „Если кто-нибудь сумеет камень срезать, да чтобы кровь из него пошла, то сделаю я этого человека первенцем в своем царстве!”. Услышала этот приказ бравая пастушка, пошла к царю, переодевшись в мужскую одежду, и заявила, что может камень срезать. Собрались все царские сановники и советники, чтобы посмотреть, как камень резать будут. Пастушка вынула свой нож и попросила царя: „А ну-ка, царь-батюшка, вдохни в камень душу, чтобы ожил он, и если я его не сразу зарежу, то сорви ты мою головушку”. Царь очень удивился ее находчивости, но продолжил испытывать пастушку до тех пор, пока она не раскрыла, что переоделась в мужскую одежду. Узнав это, царь сразу пожелал, чтобы она стала его женой. Вот так пастушка, благодаря своему острому уму, царицей стала.

БНР



0
2

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии

Последние комментарии

Добро пожаловать в мой блог!
леонид акерман
леонид акерман http://www.proza.ru/2016/11/11/1555

Нанотехнологии – взгляд в прошлое и будущее
Nikolay Kondrashkin
Nikolay Kondrashkin А вообще, Мир прекрасен.

Сотни болгар требуют проведения референдума по вопросу об АЭС “Белене”
Ниночка
Ниночка Интересно, чем все закончилось?


Поиск по блогу