Свежие комментарии

  • Ирина Чернова
    как добраться от Бургаса до мегалитов?ответьте пожалуйста на magictime@list.ru с уважением к вам ИринаМегалиты – загадка древности
  • леонид акерман
    http://www.proza.ru/2016/11/11/1555Добро пожаловать в мой блог!
  • Nikolay Kondrashkin
    Международный форум «Волжская Болгариада -2015» 8 июня в 10 утра научный форум «Волжская Болгариада 2015» собрала...11 мая – церковный праздник Святых Кирилла и Мефодия

Духовно-исторический центр Святого Паисия Хилендарского

© Фото: БГНЕС

Духовно-исторический центр Святого Паисия Хилендарского – одна из достопримечательностей г. Банско. Открытый для посетителей в октябре 2008 г., центр назван по имени создателя “Истории славяно-болгарской” – книги исключительно важной для болгарского национального Возрождения в годы турецкого владычества на наших землях. Паисий посвятил свою жизнь распространению знаний о “болгарском народе, царях и святых и о всех болгарских деяниях и событиях”, как он записал еще в начале истории.

Перед тем как постричься в монахи на Святой Горе он жил в своем родном городе Банско.

“Здесь (на месте музея) находился родной дом Паисия Хилендарского. Он существовал с конца ХVІІ века, ‒ рассказывает Стефка Бардарева, смотрительница музея. ‒ Есть сведения, что в течение лет здание использовали и как школу, и как женский монастырь. Даже после 1912 г. за полтора года в нем размещалось муниципальное управление. К сожалению, в 1922 г. во время большого пожара, дом сгорел до оснований. Тогда патриотично настроенные граждане поставили снаружи камень, в знак памяти того, что здесь в 1722 г. родился великий болгарин Паисий Хилендарски. Он постригся в монахи совсем молодым. Начал писать “Историю славяно-болгарскую” в возрасте всего лишь 23 лет в монастыре “Хилендар” на Афоне (Греция). Чтобы собрать сведения, он объездил всю страну, даже побывал на немецкой земле. Он завершил свою книгу в монастыре “Зограф” в 1762 г. Этот год считается началом Болгарского Возрождения. Затем Паисий вновь объехал страну, чтобы распространять свою историю. Он скончался близ одного болгарского села в 1773 г. по дороге на Святую Гору. А 26 июня 1962 г. он был причислен к лику святых”.

Годы подряд фотограф проф. Михаил Енев посещал Афон. Снял и подробно описал келью монаха, а также часовню, в которой он молился. В Духовно-историческом центре они восстановлены с абсолютной точностью в отношении оригинала. Впечатляющим является контраст между аскетической обстановкой монашеской обители и великолепием стенописей в часовне. Основным акцентом в келье является стол. На нем поставлены старинные книги. Большая часть предметов также датируется временем Паисия.
Часовня небольшая. Дверь низкая, она напоминает каждому посетителю, что следует склонить голову перед Богом. Над ней ясно видна надпись – благодарность к Хаджи Вылчо из г. Банско, предоставившего средства на строительство храма. Хаджи Вылчо был щедрым дарителем не только для Святой Горы – он предоставлял средства на все крупные мероприятия в Банско. Брат Паисия, также стал монахом, но в более старшем возрасте – когда он завершил свои обязательства перед большой семьей. Старший брат в семье – Лаврентий, был игуменом Хилендарского монастыря на Святой Горе.
Изображения Паисия, Лаврентия и Хаджи Вылчо встречают посетителей еще в вестибюле музея. Здесь также можно увидеть образ Св. Ивана Рилского – духовного покровителя Болгарии. А также Неофита Рилского – монаха, учителя и художника эпохи Возрождения, также родом из Банско. Наряду с документами, фотографиями и предметами, в красиво расставленной экспозиции можно увидеть аутентичный список “Истории славяно-болгарской”, сделанный в Банско Константином Чучулайном.

Хранится также фотокопия черновика Паисия – оригинал хранится на Афоне. Рядом с ними поставлен сосуд с горстью земли со Святой Горы – места, почитаемого с давних времен жителями Банско.

БНР

Картина дня

))}
Loading...
наверх